Закон N 44-ФЗ предусматривает механизм преференций для СМП. Ежегодно заказчики обязаны размещать среди них не менее 15% средств от годового объема закупок. При этом заказчик вправе осуществлять закупки у СМП "напрямую", устанавливая ограничение для участия в закупках только для СМП либо предусматривать требование к победителю закупки о привлечении СМП на субподряд.
Подтверждение статуса СМП осуществляется предпринимателем путем декларирования, участнику закупки не требуется предоставлять заказчику большой пакет документов. Однако на практике у заказчика отсутствует механизм проверки соответствия участника закупки статусу СМП. Отсюда возможность некорректного заполнения заказчиком отчетности по закупкам у СМП, искажение реальной статистики соблюдения 15% квоты. Для решения этой проблемы необходим реестр СМП, обращение к которому позволило бы заказчикам быстро проверить участника на принадлежность к СМП.
Правительство РФ существенно повысило объем годовой выручки для определения статуса СМП. Так, для микропредприятий этот показатель теперь составляет 120 млн руб.; для малых - 800 млн руб.; (ранее - 60 и 400 млн руб. соответственно). Повышение порога годовой выручки в два раза позволит в ближайшей перспективе распространить механизм господдержки в виде 15% на новые предприятия.
Другим, не менее важным изменением, принятие которого ожидается в осеннюю сессию Госдумы, является включение в годовой объем закупок у СМП средств, которые были использованы заказчиком в рамках закупки у единственного поставщика, проведенной по итогам несостоявшейся конкурентной процедуры для СМП. Это позволит учитывать указанные средства в годовом объеме закупок для целей размещения у СМП.
В отличие от госзакупок корпоративный сектор закупок с объемом в 16 трлн руб. регламентируется по отношению к СМП иначе. После принятия постановления правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352, определившего особенности участия малого и среднего бизнеса в корпоративных закупках и установившего обязательную квоту размещения заказов у СМП и ССП в размере 18% (из которых 10% должны размещаться по закупкам, организуемым заказчиком только для субъектов малого и среднего бизнеса), возник пробел, вызванный тем, что новые правила для заказчиков с годовым объемом выручки более 10 млрд руб. должны были вступить в силу с 1 июля 2015 г. Следовательно, за оставшиеся полгода такие заказчики должны были выполнить обязательную 18-процентную квоту.
Именно по этой причине правительство РФ 26 июня 2015 г. изменило правила и предусмотрело, что до конца 2015 года для таких заказчиков обязательная квота должна быть выполнена в размере 9%, из которых не менее 5% должно быть размещено в закупках, участниками которых могут быть только малый и средний бизнес. Для проведения закупок корпоративные заказчики обязаны разработать и утвердить перечень закупаемой у таких предпринимателей продукции. Анализ таких перечней показывает, что многие крупнейшие заказчики корпоративного сектора при их формировании руководствуются распространенным заблуждением, суть которого сводится к тому, что малый и средний бизнес способен поставить заказчику только, условно говоря, "канцелярские принадлежности". Не ограничены заказчики и в количестве товарных позиций, включаемых в перечень. Например, перечень продукции закупок у МСБ "Россети" составляет 238 позиций, аналогичный перечень "НК "Роснефть" - только 67.
Важным инструментом взаимодействия корпоративных заказчиков и предпринимателей является программа партнерства - документ, определяющий систему мер, направленных на стимулирование участия таких предпринимателей в корпоративных закупках. Участникам таких программ могут быть предоставлены особые условия участия в закупках: авансирование по договорам (иногда до 30% от цены сделки), допустимость уступки прав требования финансовым организациям.
Несмотря на важность механизма квотирования закупок и перечня продукции для предпринимателей, следует признать, что указанные меры носят административный и нерыночный характер, а в условиях отсутствия в государственных и корпоративных закупках механизмов проверки статуса предпринимателя, произвольного формирования заказчиками перечней товарных позиций для предпринимателей соблюдение этих правил является для заказчика формальностью. В этой связи особое значение для поддержки предпринимателей должны приобретать прежде всего экономические, а не административные меры стимулирования участия в закупках. В качестве таких механизмов следует рассматривать дальнейшее развитие программ партнерства заказчиков с предпринимателями, которые могут стать основой для создания системы деловой репутации малого и среднего бизнеса; перевод "бумажных" процедур закупок в электронную форму; развитие рынка банковских гарантий, включая электронные сервисы рассмотрения заявок и выдачи банковских гарантий, уже доказавших на практике свою эффективность.