17.11.2015 14:35
Экономика

В СЗФО запустили портал для онлайн-оформления морских грузов

Оформление морских грузов ускорят с помощью специального портала
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №259 (6830)
В Калининградской и Ленинградской областях стартует опытная эксплуатация портала "Морской порт". Это комплекс программных средств, который позволяет всем участникам рынка морских перевозок и контролирующим органам обмениваться электронной информацией в режиме онлайн.
Читать на сайте RG.RU

Дело в том, что оформлять грузы в морских пунктах пропуска значительно сложнее, чем во всех других. В морском порту нет единого органа, который бы обладал всей информацией о грузе и судне. Часть сведений есть у капитана морского судна, часть - у получателя товара, часть - у грузоотправителя. Поэтому судовой агент должен собрать множество документов, отнести бумаги в различные контрольные органы. На это уходит немало времени.

Почему провалилась идея конкуренции в транспортном бизнесе

Новый портал объединяет представителей Федеральной таможенной службы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Пограничной службы ФСБ России, импортеров товаров, судовых агентов, администрацию морских портов. Каждая сторона может выполнять свои функции в рамках комплекса программных средств (КПС). Стороны взаимодействуют с помощью электронных документов, подписанных электронной подписью. Технология применяется в отношении всех морских судов, кроме кораблей рыбопромыслового флота, которые работают в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.

Импортер загружает на портал "Морской порт" информацию о товаре (таможенный код, объем, вес), при необходимости прикрепляет электронные бумаги. К примеру, медицинскую декларацию и ветеринарный сертификат. Судовой агент заполняет информацию о судне (судовая роль, грузовые документы, список медицинских препаратов, содержащих наркотики, и так далее).

Администрация порта оформляет судозаход. Сотрудник таможенного поста принимает решение в рамках своих полномочий: разрешить выгрузку товара, провести досмотр с выходом на судно или запретить выгрузку. Представители Россельхознадзора и Роспотребнадзора изучают медицинские декларации и фитосанитарные сертификаты. Пограничник заранее смотрит судовую роль, состав экипажа.

Новый комплекс программных средств позволит сократить время оформления морских судов без ущерба для качества контроля

То есть к тому моменту, когда судно заходит в порт, надзорные органы уже могут определиться с формой контроля. А операторы морских терминалов - спланировать, какие товары убрать в штабель, а какие подготовить к проверке. Все это позволит сократить время обработки при прибытии и убытии морских судов без ущерба для качества надзорных мероприятий.

В России подешевеют морские перевозки

Опытная эксплуатация портала "Морской порт" стартует в ноябре на восьми российских таможенных постах. В пилотную зону вошли два объекта, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Это Усть-Лужский пост Кингисеппской таможни и пост Морской порт Калининград имени Хазова Калининградской областной таможни.

В Усть-Луге КПС уже пользуются четыре компании. В дальнейшем список организаций расширится. В частности, заинтересованность высказала администрация морского торгового порта. Как сообщили в Северо-Западном таможенном управлении, при работе в системе "Морской порт" таможенное оформление прибывающего судна при выгрузке 100 контейнеров удалось сократить в среднем до одного часа. При ручном вводе информации процедура длится до пяти часов, а иногда и дольше.

В Калининграде опытная эксплуатация комплекса программных средств стартует в ближайшее время. Пока же можно подвести итоги тестирования прототипа "Морского порта", которое стартовало в самом западном российском регионе в феврале прошлого года.

Почему российские морские порты уступают европейским

- С помощью прототипа портала таможенные инспекторы могли общаться со всеми государственными органами, причастными к оформлению морских грузов, - делится с корреспондентом "РГ" информацией начальник отделения по связям с общественностью Калининградской областной таможни Наталья Каданцева. - А участники ВЭД отправили в систему несколько сотен сообщений. Необходимо понимать, что прототип - это начальная версия портала "Морской порт", она со временем усовершенствовалась и превратилась в комплекс программных средств, с которым мы сейчас имеем дело. Загрузка информации в прототип портала не освобождала перевозчиков, грузополучателей, грузоотправителей и судовых агентов от бумажного документооборота. Опытная версия КПС делает нас еще на шаг ближе к обмену исключительно электронными документами. А также готовит участников ВЭД к предварительному информированию, которое рано или поздно станет обязательным для морского транспорта.

В процессе тестирования стороны обнаружили множество спорных моментов. К примеру, неясно было, что делать, если на судне находятся контейнеры нескольких импортеров, а некоторые получатели грузов не предоставили электронную информацию. Спорной показалась и статья Кодекса об административных правонарушениях "Незаконное перемещение товаров через таможенную границу". Согласно КоАП, ответственность за предоставление неверной информации полностью лежит на перевозчике.

- Однако теперь, когда к работе подключаются получатели грузов, ответственность, вероятно, следует как-то разделить, - считает генеральный директор крупного калининградского морского перевозчика Андрей Барков.

Замечания к работе портала, которые поступили в ФТС, ведомство учло при разработке новой версии КПС. Отзывы участников ВЭД об усовершенствованной версии "Морского порта" можно будет узнать через несколько месяцев.

Водный транспорт ВЭД Калининградская область Ленинградская область Северо-Запад