4.0
Кадры из фильма "Пингвин нашего времени"Один из главных двигателей этого проекта - именитый немецкий продюсер Штефан Арндт, работавший с Михаэлем Ханеке, Томом Тыквером и являющийся близким другом Алексея Гуськова. Однажды он предложил последнему вместе снять кино в России, добавив, что хочет сделать нечто похожее на "Фарго". На такую наживку сложно не клюнуть.
Впрочем, параллели между "Пингвином" и "Фарго" можно провести примерно такие же, как с сериалом "Фортитьюд" или с любым другим произведением, где присутствуют снежные просторы, замкнутые пространства посреди них и любопытные личности, сталкиваемые в этих пространствах. В остальном история совершенно иная.
Один бывший олигарх Всеволод Старыч очень любит пингвинов. Настолько любит, что сделал их центром своей собственной философско-религиозной эсхатологической теории, основанной на славянской мифологии и поэзии Блока. Людей же Старыч любит гораздо меньше, и в случае чего не брезгует испачкать руки их кровью.
Зато он сильно переживает по поводу того, что популяция пингвинов в мире неуклонно сокращается, и, чтобы просветить и образумить людей, надумал снять грандиозный по размаху вирусный ролик с собой в главной роли. В Антарктиде снимать оказалось накладно даже для бывшего олигарха, поэтому Старыч решил построить самый южный материк на севере. Для доставки необходимого живого реквизита Всеволод нанял парня по имени Егор, убежденного оппортуниста и человека крайне меркантильной натуры.
На место съемок - в село Териберка, где, оказывается, все не так плохо, как описывал Звягинцев, - также едет девушка из Германии Виня с благородной целью навестить любовь всей жизни. Андрей - любовь всей жизни Вини - в свою очередь окажется в той же локации, сопровождая супругу - чемпионку по биатлону и тоже, в некотором роде, отъявленную оппортунистку.
Вся эта компания встретится, чтобы, случайно сцепившись в тугой клубок, набрать критическую массу и в непредсказуемом финале взорваться небольшой, но эффектной сверхновой.
По замыслу создателей "Пингвин нашего времени" должен был получиться, прежде всего, смешным. И он таковым действительно является, несмотря на показную нуарность. Юмор его своеобразный, почти эфемерный и труднообъяснимый, но совершенно точно - черный.
"Пингвин нашего времени" небезупречен. Его можно поругать за неровный темп повествования, за несколько скомканный финал, за слишком малый хронометраж, в который явно не уместилось все, что можно и нужно было показать. Но в самобытности и скромном обаянии ему не откажешь. Некоторые сцены могли бы стать отдельными произведениями. Например, та, где Старыч излагает свою теорию - вполне себе видеоинсталляция в жанре spoken word.
Изначально сценарий не подразумевал ничего русского, но, к счастью, он пустил корни в именно в нашу вечную мерзлоту. И это, если вдуматься, довольно символично. Где еще, как не на Русском Севере, должна быть построена искусственная Антарктида, эпицентр начала конца старого мира и одновременно рождения нового? Где еще мелкий жулик может переродиться в апостола, а безумец - в мессию? Наконец, где еще страсти мирового масштаба могут так уютно уживаться рядом с простой и интимной житейской драмой?