18.11.2015 13:05
В мире

Раиса Рязанова: Я до сих пор не знаю, что такое система Станиславского

Гость "СОЮЗа" - народная артистка России Раиса Рязанова
Текст:  Александр Ярошенко (yaroshenko68@mail.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №43 (719)
Актриса из оскароносного фильма называет себя звездой в телогрейке. Ее откровенный монолог - о славе и жизни впроголодь, о мужьях и коллегах, о любви и десятилетиях одиночества.
Читать на сайте RG.RU

Детство без сладостей

Мое детство - это мама. Грозная и, как я теперь понимаю, бесконечно справедливая. Трудно ей со мной было, потому что растила она меня одна. Помню, мама работала на стройке, жили мы в проходной комнатенке коммунальной квартиры. Никакого папы у меня и в помине не было. Потом мама устроилась посудомойкой в вагоне-ресторане, уезжала на две недели, мне было лет двенадцать-тринадцать, и была у меня воля вольная...

Мы жили около клуба, ко мне приходили девчонки, снимали пальто, переодевались и шли в клуб на танцы. А я сидела дома и все их барахло караулила. На танцы не ходила. Почему? Мама не велела!

Еще мама мне однажды всучила баян, купила, он стоил больших денег, она мне сказала категоричным тоном: "Будешь играть!" Я его ненавидела страшно, но учила, вечерами пиликала эти вечные "унца, унца, ун-ца-ца"... Девки там, на танцах, а я дома с баяном... Музыкальная школа? Боже сохрани! За нее надо было платить, а копейки лишней отродясь не было. Не то что рубля, копейки!

10 историй о том, как снимали "Москва слезам не верит"

Мое искусство начиналось в хоре Дворца пионеров - у меня был слух, и я стала солисткой.

Потом наш баянист засобирался уходить на другую работу, предложил мне вступить в его вновь организованный кружок баянистов. Я дома маме об этом ляпнула не подумавши. А мама моя из деревни. А кто в деревне первый парень? Правильно, гармонист. Сытый, пьяный, нос в табаке. И девки вокруг него.

И вот так было велено стать мне баянисткой, чтобы в жизни не пропасть. Поступила я учиться в Рязанское музыкально-педагогическое училище, там родственники жили, было у кого перекантоваться. Домой возвращаться было нельзя. Мать бы никогда этого не поняла.

Спасибо, я сыта

На втором курсе мне пришлось оплачивать угол за десять рублей в месяц, а стипендия была 14 рубликов. Учеников брала, и за десятку в месяц их, бестолковых, учила. Никогда не забуду, как в одном доме после занятий меня кормили. Помню, однажды дали такое вкусное картофельное пюре, что я даже тарелку вылизала. Мать ученика, увидев это, спрашивает меня: "Раечка, а может, еще вам картошечки положить?"... Нет, говорю, спасибо, сыта. А сама думаю, я бы сейчас всю кастрюлю этой картошки умолотила...

Но баян так и не стал моим призванием, я его невзлюбила, мать, когда узнала об этом, била меня, просто неистовствовала. У меня на нее никакой обиды не осталось, она, бедненькая, срывалась на меня от беспомощности, от безысходности.

Мне ее и сегодня не хватает. Вместе с моей строгой матерью из жизни ушла дисциплина. Я же часто на нее оглядывалась, часто думаю, вот это бы маме не понравилось, вот за это она бы мне задала трепку.

На таких тетках Россия держится

Учиться мне было очень легко, я даже не понимала, что это учеба. Я до сих пор не знаю, что такое система Станиславского. Мы читали какие-то книжки. Даже до поступления я прочла его книгу "Моя жизнь в искусстве", и единственное слово, которое я оттуда помню, - "не верю". Я не знаю, как по системе играть, если у тебя душа такая, вдруг она в эту систему не влезает. Я не понимаю. Наверное, это плохо. Наверное, это стыдно. Наверное, профессиональная артистка не имеет права такого говорить. Я вроде как считаюсь профессиональной. Но играю, как бог на душу положит. И как-то странно - все время совпадает. Конечно, у режиссеров спрашиваешь, что вы хотите, как? Объясняют, играю. Совпадает. Где краски для ролей беру? Мама, бабушка. Поскольку я не играю цариц, королев. Играю теток, на которых Россия и держится. Мои героини все в платках, в валенках с галошами. Что еще со мной в кадре бывает? Горшки, кастрюли и сковородки. А это все я прожила, я знаю, как с этим управляться. Это все часть моей жизни.

Владимир Меньшов: Я не люблю семьи, где тон задает женщина

Почему я замуж рано выскочила? Он пришел к нам на второй курс. Красивый, в морской форме. Помню: на нем брюки сидели как на манекене. Он готовый к любви пришел. У нас были ребята, но один двух слов связать не мог, другой мне по пояс был. А тут такой мужик! И девки к нему горохом покатили, а он на меня внимание обратил... Почему в итоге разошлась со своим мужем-красавцем? На третьем курсе влюбилась в режиссера. И мужу все честно рассказала. Я не могла предать свои чувства, себя, его, не могла жить с двумя мужиками. Разошлась, и не пожалела я об этом ни минуты. Понимаешь, я перед собой была чиста.

Хорошая ли я мать? Думаю, неплохая. Когда сын мне объявил: "Я женюсь", я без паузы сказала: "Женись, сынок". Хотя внутри все протестовало и бунтовало. Данила ведь женился на первом курсе МХАТа. Но, слава богу, все гормонами не закончилось, и мои дети уже двадцать пять лет живут вместе. Кстати, мне однажды моя невестка сказала: "Раиса Ивановна, если у нас с Данькой чего-то вдруг не сложится, я останусь с вами". Иногда я ему что-то выговариваю по поводу Алены, но он не передает. Может намекать, что это маме не нравится. А так она умная девочка. Она МГУ окончила. В ней достаточно юмора.

"Москва" - простая как ситец

Благодарна ли я Владимиру Меньшову за свою роль в картине "Москва слезам не верит?" Да, конечно. Мне нравилось работать в этой картине, сама история очень симпатичная. Она простая как ситец - про всех нас и про каждого в отдельности.

Честно скажу, до сих пор не понимаю, почему меня Меньшов утвердил на эту роль? Недавно наткнулась на его характеристику про меня, ой, какие слова, как он пишет. Я подумала, если ты даже наполовину был искренним в той характеристике, то уже хорошо. Мне было приятно. Когда случился "Оскар" и картина пошла в народ, меня по-прежнему никто не узнавал в магазине. Верите, я была страшно счастлива от этого, у меня не актерская природа, я не самовлюбленный нарцисс. Когда я вижу, что ко мне кто-то идет, тут же стараюсь улизнуть... Но не скрою, бывают приятные моменты. Вон вчера после спектакля подходит ко мне женщина с букетом цветов и говорит: "Это вам". А рядом Лидия Федосеева-Шукшина сидит, мне так неловко стало, что мне дарят, а ей нет. Совсем недавно приезжает ко мне сын, я выхожу открывать ворота, подходит тетя и говорит: "А вы здесь живете?" - "Да". - "А я здесь. Вы моя самая любимая актриса. Как я рада". У нее катятся слезы. ...Или когда подходит маленький: "Тетя, я вас люблю". Я говорю: "За что?" - "А вы похожи на мою маму".

...Господи, а ведь я после этого оскароносного фильма неделями на хлебе сидела, нищета была страшная! Помню, мне предлагали в палатку идти за миллион рублей в месяц торговать продуктами. Говорили: "Рай, мы тебе около дома поставим, тебя все узнавать будут, и продажи будут бешеные". Я готова была сквозь землю провалиться от такого предложения! Но когда денег не было даже на еду, я подрабатывала таксисткой. Узнавали. "А вы артистка?" - "Нет, что вы, я просто на нее похожа",- весело отшучивалась я. Надевала черные очки - и по газам.

Судьба в телогрейке

Про меня профессиональные критики не пишут, обходят стороной, меня вроде как и не существует. Мне 71 год, меня уже поздно чему-то учить... Вы говорите, что судьба моей Тони в картине "Москва слезам не верит" самая незаметная. Соглашусь. Понимаешь, судьба директора интереснее, чем судьба малярши. Судьба Людки интереснее, чем моя судьба. Она вся из себя фифочка, и муж у нее хоккеист. А моя героиня? Муж пузатый и лысый, три мальчика, с утра до вечера работает. Дача, дети. Когда картина загремела мировым успехом, Алентова и Муравьева чаще ездили по фестивалям да презентациям. Меня редко звали. Ранило ли это меня? Не ранило только потому, что не знала...

5 фильмов, сделавших Алексея Баталова символом эпохи

Спустя много лет мы встретились на телевидении, речь должна была идти о том, чтобы снимать продолжение фильма "Москва слезам не верит". Вера и Ира сидят, щебечут: помнишь в Праге магазин за углом, ты была там? А я сижу, слушаю, они дальше: в Мадриде, помнишь. И я первый раз узнала, что они везде бывали. И когда Вера говорит, что она объездила весь мир с этой картиной, понимаю: ради бога, она главная героиня. Но хоть немножечко куда-то можно было и меня, Раю из Рязани, позвать. Мне было немножко неприятно. Но не больше.

...С Верой Алентовой и Ириной Муравьевой у нас сохранились нормальные, человеческие отношения. Я не считаю нашу профессию конкурентной, поэтому у меня нет заклятых "друзей" среди актерской братии. Не конкурентная я! Я могу по-хорошему восхищаться талантом другой артистки, вот Валя Талызина, очень мощная актриса, во многом мощнее, чем я, это я понимаю, вижу, и у меня в мыслях нет с ней конкурировать и тем более ей завидовать. Ну не дал мне Бог столько таланта, что же теперь мне, не жить? Говоришь, редкий случай, когда артистка способна так сказать о другой актрисе. Знаешь, я просто умная... (смеется).

Аплодисменты не люблю

Меня пригласили в "Табакерку", и играю я там уже одиннадцатый сезон. Немного спектаклей, но играю. Я как школьница - очень ответственная, перед каждым спектаклем дома прохожу текст, перед зеркалом репетирую. Очень страдаю, когда забываю реплику. Самоедка я страшная.

У меня нет и капли самовлюбленности. Я, когда стихи читаю, не люблю, когда мне хлопают, обожаю тишину зала. Бываю счастлива, когда удается залезть под рубаху к каждому зрителю и что-то под ней оставить. Теплое, душевное и искреннее. Меня всегда смешит, когда слышу: "Вот я приехал завоевывать Москву". Милый мой, да ее Наполеон не завоевал, Гитлер не завоевал, а ты хочешь ее покорить?! Мы в свое время приезжали учиться у Москвы. Учились, а потом бережно развозили взятое у московских педагогов в свои города и районы, и всю жизнь это бережно раздавали окружающим.

Несколько раз бывало, когда после выступления ко мне подходили женщины и говорили: "Раиса Ивановна, я все поняла, я знаю, как дальше жить". То есть она в меня как в зеркало посмотрела и что-то во мне увидела. Разве можно себе представить более весомую благодарность?! Значит, я в нее что-то вселила, вот такую капельку надежды. Значит, не зря ты, Рая Рязанова, на сцене умирала и рождалась. Не зря ты всю эту канитель затеяла...

Я очень много работаю, порой просто не выхожу из самолетов и поездов, все это дается безмерным трудом. И честно скажу: не денег ради, я сейчас уже в том возрасте, когда можно прожить на творожке и супчике. Работаю, потому что ответственность - перед продюсером, перед коллективом. "Раиса Ивановна, на вас зритель идет", - жалобно говорят мне продюсеры, когда я начинаю причитать про годы и про усталость. Ну как я после этого могу отказать?

Потом есть такое чисто актерское счастье. Баночка варенья после спектакля, букетик домашних георгинов. Это так трогательно, что соглашаешься на все эти недосыпы, перелеты, переезды.

"Беларусь - она родная..."

Моя Беларусь? Обожаю приезжать туда утром, приходит поезд, машин еще мало, народу мало, а ты едешь по этим немыслимо широким проспектам. Если это и заграница, то родная. Мне там совсем не тревожно и бесконечно комфортно, все родное и понятное. И думают белорусы так же, как и мы, и ценности у нас одинаковые. Всегда говорю: дай Бог Александру Лукашенко здоровья. На нем там очень многое держится, кто бы что про него ни говорил. А большинство людей зовут его с любовью "батька". Насильно людей к такому не приведешь. Когда еду на съемку мимо белорусских лесов, всегда думаю, что это не леса, а парк. Все там вылизано, вычищено, ухожено. Ни одной сухой ветки, ни одного пакета не найдешь.

Я никогда не смогла бы жить за границей, никогда! Я же там безъязыкая, а дома я говорунья. А говорить я люблю и умею.

С возрастом приходит больше размышлений, стала вот и о смерти задумываться. Честно скажу, боюсь ее. Смерти люди ждут только тогда, когда жизнь становится в тягость, когда сил нет. Когда больше мук, чем самой жизни. А пока силы есть, пока тебя любят и ждут во всех городах и весях, пока дарят тебе охапки цветов и баночки домашнего варенья, то, конечно, ни о какой смерти и думать не хочется. Только жить! Жить и все.

Досье "Союза"

Раиса Рязанова, выпускница ГИТИСа, снялась в 198 фильмах. Среди которых "Белый Бим, Черное ухо", "Фронт в тылу врага", "Москва слезам не верит". Много играет в театре. С 1980 года водит машину, имеет титул "Автоледи-2003". Народная артистка России. Лауреат Госпремии СССР.

Беларусь