Как подчеркивают в МЧС, по нему можно звонить как со стационарных телефонов, так и с мобильных, что бы ни случилось. Диспетчеры, принимающие вызов, сами мгновенно соединят абонента именно с теми, кто рядом и кто может оказать помощь максимально быстро. В принципе лозунг программы "112" так и звучит: "Экономим время - сохраняем жизни".
Но в период начала кризисных явлений с конца 2014 года реализация программы оказалась под угрозой. Причина банальна - недофинансирование. В 2014 и 2015 годах суммарное сокращение составило порядка 65 процентов от первоначального объема. Такие данные привел корреспонденту "РГ" в МЧС Владимир Степанов. На днях он стал первым заместителем министра.
- МЧС России было вынуждено пересмотреть ряд технических решений при развертывании системы «112» на территории России.- сказал Степанов. - С учетом опыта 2013-2014 годов было принято решение об отказе от посубъектного развертывания системы «112» в пользу подхода, предполагающего сначала ввод системы в административном центре субъекта, а до конца 2017 года во всем субъекте. Это позволяет обеспечить более динамичное развертывание системы и существенно снижает годовую нагрузку на бюджеты регионов.
Следует пояснить слова Степанова. МЧС напрямую не участвует во внедрении системы, а лишь координирует усилия региональных властей. Финансирование же создания системы осуществляется из федерального и местного бюджетов примерно пополам.
Правда, есть примеры, когда субъект берет на себя полностью финансирование создания системы «112». Например, Кабардино-Балкария планирует самостоятельно ввести в опытную эксплуатацию систему «112» в Нальчике до конца 2016 года, а госиспытания провести во всей республике до конца 2017 года. Привлечения средств идет за счет инвестиционных компаний.
Сейчас активная работа по реализации программы «112» ведется в 56 субъектах РФ, из которых 20 в этом году получили субсидии из федерального бюджета в полном объеме. Еще 27 субъектов получат субсидии в 2016 году. В настоящий момент в регионах идет разработка региональных программ по созданию системы-112, планирование соответствующих финансовых средств и направление необходимых документов в МЧС России. А в 9 субъектах до конца года пройдут госиспытания, по результатам которых система «112» должна заработать в полном объеме.
Пока же система введена в постоянную эксплуатацию в двух регионах - Татарстане и Курской области. А 23 ноября, стартуют госиспытания системы в Московской области. Система «112» в Подмосковье на сегодняшний день является самой масштабной в стране, аналогов по объему и правильности работы негде больше не существует. В декабре систему планируется ввести в промышленную эксплуатацию.
Но в целом анализ работы центра приема и обработки вызовов «112» показывает, что новая система становится все более популярной. Наиболее успешна она работает сейчас в Курской области. Об этом говорит статистика и количество обращений по телефону «112», которое с 2013 года превысило 1 миллион звонков в год. Общее количество звонков за 9 месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 12%. По категориям звонки распределяются в процентном отношении следующим образом: по вызову экстренных оперативных служб и служб ЖКХ – 21%; консультативно-справочные – 35%; детская шалость – 21%; ложные – 18%;
повторные – 7%. На сегодняшний день в курской области по системе «112» проходит более 3000 звонков в сутки.