24.11.2015 00:49
Экономика

Объем выданных кредитов малому бизнесу за год упал на 45 процентов

Текст:  Кирилл Царев (генеральный директор "Сбербанк Лизинг")
Российская Бизнес-газета - : №46 (1025)
По данным ЦБ РФ, на конец третьего квартала 2015 года объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) составил 3,93 трлн руб. (по состоянию на 01.10.2015), в то время как за аналогичный период 2014 года этот показатель был на 45% больше (5,69 трлн руб.).
Читать на сайте RG.RU

Новая экономическая реальность диктует свои правила игры. Ввиду ограниченности доступа к традиционному кредитованию МСБ все увереннее обращается к лизингу, рассматривая его как надежный альтернативный инструмент финансирования.

Льготное автокредиторвание сдержит падение рынка

В первом полугодии 2015 года доля МСБ в новых лизинговых сделках вплотную приблизилась к 50% (49,3%, в том числе малый бизнес - 36,4%, средний - 12,9%), свидетельствуют данные агентства RAEX. В первом полугодии 2014-го тот же показатель составлял 44,8%, а годом ранее и вовсе 32%. Нужно признать, что поддержку сегменту оказали программы субсидирования, но тенденция налицо - доля сделок малого и среднего бизнеса на лизинговом рынке с каждым годом растет. Важно удержать этот тренд и создать условия для инвестиционного роста МСБ.

Пользуясь современными программами лизинга, быстро запуская новое производство и модернизируя основные фонды, малые и средние предприятия действительно могут и должны сделать свой бизнес более устойчивым и эффективным перед потрясениями на рынке, чтобы предлагать в конечном счете более конкурентоспособную продукцию. Лизинг дает налоговые преимущества, позволяет получать меры гос-поддержки. Расширяется его сервисная составляющая, отраслевая компетенция. Сами продукты лизинга становятся еще более доступными широкому кругу предприятий, развивается операционный лизинг, происходит активный поиск новых точек роста для лизингового финансирования.

Радует, что и правительство стало обращать больше внимания на лизинговые инструменты, особенно в этом году. Подтверждением тому служит инициированная минпромторгом программа льготного автолизинга, оказавшая поддержку как авторынку, так и всему лизинговому рынку. Действуют программы Минсельхоза России, а также субъектов РФ, способствующие развитию лизинга. Основными их участниками становятся закономерно малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Минэкономразвития настаивает на росте ассигнований на лизинг, предлагая с 2016 по 2020 годы ежегодно выделять по 20 млрд руб. из бюджета на создание сети региональных лизинговых компаний с участием Корпорации МСП, как пишут СМИ. Обсуждается, что в перспективе эта сеть будет заниматься субсидированием лизинговых договоров в регионах для молодого бизнеса и предоставлением всего спектра услуг лизинга всем остальным.

И уже Банк России объявил о запуске специального инструмента по рефинансированию кредитных требований к лизинговым компаниям в целях поддержки малого и среднего бизнеса.

Государство заинтересовано в повышении доли МСБ в экономике, ведь в развитых странах вклад малого и среднего бизнеса составляет до 70% ВВП, а занятость ресурсов - до 80%. В России к категории малого и среднего бизнеса относится пока более 5,5 млн компаний, но их доля в ВВП страны невелика - менее 20%, а число занятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, - около 18 млн человек. Правительство ставит цель увеличить эти показатели в 1,5-2 раза за 10-15 лет.

Сроки кредитования молочной отрасли будут увеличены до 15 лет

Сейчас государство в целом ряде программ предусматривает субсидирование процентных ставок и авансового платежа. Это один из ключевых факторов поддержки не только конечного клиента, но и лизинга как инструмента. Однако на фоне поиска механизмов, которые сделают лизинг более привлекательным финансовым и инвестиционным инструментом, важно, чтобы это было очевидно как государству, так и банкам, и прежде всего самим лизингополучателям.

Лизинг - это инструмент для обновления основных фондов. В условиях сокращения интереса клиентов к инвестированию в основные средства вновь актуальным становится вопрос о собственном капитале лизинговых компаний, который должен служить "буфером" в кризисных ситуациях. Лизинговой отрасли нужно научиться разделять риски с банками, создавать дополнительные услуги и сервисы, чтобы предлагать бизнесу, а особенно МСБ, более конкурентные условия финансирования. Это позволит запустить механизмы, формирующие дополнительный интерес к лизингу со стороны банков, лизингополучателей и государства.

Безусловно, у лизинговой отрасли, как и у сферы МСБ, множество проблемных вопросов, которые требуют внимания законодателей, органов власти и всего бизнес-сообщества. Но в этом направлении нам нужно больше мыслить не проблемами, а решением. Только поддерживая конструктивное сотрудничество, мы сможем поддержать и малый бизнес.

Малый бизнес