24.11.2015 17:56
Экономика

Почему не нужно строить иллюзий о креативной работе

На рынке труда креативная индустрия дает жизнь новым профессиям
Текст:  Анна Романова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №265 (6836)
Молодые кадры с образованием все меньше хотят идти работать в формальный сектор и перетекают в креативные индустрии - сферу культуры, моды, дизайна, современного искусства либо становятся фрилансерами. В Петербурге работа в креативном секторе привлекает молодых людей на фоне сложной экономической ситуации, однако такая модель занятости делает их одновременно и одними из самых уязвимых категорий на рынке труда.
Читать на сайте RG.RU
Какие кадры понадобятся Петербургу через 20 лет

Как сообщил недавно ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов со ссылкой на данные Росстата, в августе 2015 года уровень безработицы среди российской молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составил 16,5 процента при общем показателе уровня безработицы в 5,3 процента. Эксперт предсказал реальную проблему молодежной безработицы в ближайшие пару лет. По его словам, экономическая ситуация не способствует росту занятости в формальном секторе, многие предприятия просто "сбрасывают" персонал, вынуждая уволиться, особенно молодых и неопытных сотрудников. При этом молодежь с высшим образованием часто составляет наиболее социально требовательный класс общества, эти люди не готовы работать руками, они против жесткого регламентирования рабочих обязанностей, жесткого графика. Однако рынок труда сам находит выход - молодые люди переориентируются на неформальный, или так называемый креативный, сектор. У некоторых исследователей класс творческих профессий наравне с фрилансерами и гастарбайтерами уже получил свое отдельное название - прекариат, то есть подверженный повышенному экономическому риску и имеющий мало гарантий, временами даже бесправный на рынке труда.

Преподаватель департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Маргарита Кулева в своем исследовании пришла к выводу, что поэксплуатировать молодых сотрудников сейчас не прочь как "старые", унаследованные с советских времен учреждения культуры, существующие за счет бюджета, так и "новые" культурные институции, которые живут за счет собственных заработков.

- Занятость в креативных индустриях сейчас уже мало соответствует прежним стереотипам о работниках культуры как "свободолюбивой богеме", - говорит Кулева. - В сфере искусства есть и неоплачиваемые сверхурочные часы работы, и реалии прекариата - непостоянной, нестабильной занятости. За счет найма и продвижения молодых сотрудников по службе организации постепенно сокращают возрастной персонал, а с его уходом "отступают" фиксированные часы работы, социальные гарантии и долгосрочный трудовой контракт.

Эксперт: Выпускник должен быть конкурентоспособен в любых сферах

Это породило в среде исследователей разговоры о том, что творческая работа все чаще принимает предпринимательский характер, для которого характерны размытые границы между рабочим и личным временем, краткосрочность трудовых контрактов и неравенство в распределении ресурсов. При этом в галереях, креативных пространствах, арт-комплексах молодой новобранец может буквально за год существенно продвинуться по службе и занять руководящие позиции. Однако пока карьера идет в гору, условия труда ухудшаются. Это обязательно влечет за собой нерегламентированный рабочий день, рост личной ответственности за культурный продукт. По словам Кулевой, работник превращается в "стахановца нематериального труда". Часто оплата идет именно за работу с конкретным проектом, а не за количество отработанных дней или часов.

- Поначалу мои обязанности ничем не отличались от работы бабушек-смотрителей в традиционных музеях - только сидеть у входа, предоставлять информацию о выставке, продавать на нее билеты, - говорит Юлия Березовская, куратор выставок в одном из петербургских лофт-проектов. - Работа несколько часов в неделю с ничтожной оплатой, естественно, не позволяет нормально жить. Во времена студенчества такая работа была подспорьем, однако показала себя и другая сторона креативной индустрии - непостоянство. Галерея быстро закрылась, и пришлось искать другое место работы. Даже возможность вписаться с такие крупные арт-проекты, как фестивали современного искусства типа "Манифеста", дала лишь временный опыт, это временная работа "на проект", не дающая стабильности.

По словам работника одного из креативных кластеров Петербурга Ивана Беляева, пришедшего стажером и быстро доросшего до куратора проектов, со временем, когда начались более серьезные проекты, зарплата стала больше, однако график стал совершенно непредсказуемым, могло быть несколько дней без работы, а могли быть дни, когда ты на работе почти круглосуточно. При этом решать рабочие вопросы постоянно приходилось в свое "выходное время".

Составлен индекс кадрового здоровья российских компаний

- Актуальных вакансий, которые размещают учреждения культуры, музеи и арт-галереи, немного, - рассказала корреспонденту "РГ" представитель кадрового агентства Екатерина Скляренко. - Интервал по зар-платам, например, для художников довольно серьезный: от 20 до 55 тысяч рублей. Часто предлагают формат сдельной оплаты труда по итогам каждой отдельно выполненной работы. Средняя предлагаемая зарплата менеджера по продаже предметов искусства, арт-менеджера может варьироваться от 30-50 до 60-100 тысяч рублей в зависимости от объема продаж. При этом одним из условий работы для ряда позиций является наличие образования в сфере искусствоведения.

По данным исследования Кулевой, в старых институциях финансирование проектов зависит от государства, зарплата здесь более-менее стабильная. Новые арт-центры "питаются" за счет притока публики, вместе с которым нередко приходят рекламодатели и спонсоры. Публики никогда не бывает достаточно, поэтому пиаром, рекламой и краудсорсингом в какой-то степени занимается каждый сотрудник, а одна должность всегда включает в себя ряд дополнительных обязанностей, все это обусловлено довольно скромным бюджетом таких организаций. Зарплата здесь связана со сделанным объемом, а не с графиком. Но люди держатся за такую работу, чтобы набраться опыта по профессии и чтобы не идти на работу в формальном секторе - в офис, на завод, в торговлю.

- Чтобы хоть немного заработать, мы сдаем в аренду свои залы под разные мероприятия, - рассказала сотрудница культурного учреждения старой формации - киностудии "Лендок" Анастасия Степина, - естественно, приходится работать и на своих, и на привозных мероприятиях, рабочий день получается совершенно ненормированным, а обязанности охватывают почти все направления, от ведения переговоров до помощи в буфете. Но меня устраивает работа в творческой сфере. Насколько я знаю, в частных "альтернативных" кинотеатрах дела с зарплатой обстоят гораздо хуже, ее задерживают и выплачивают частями, а сотрудники сокращены до минимума, поэтому каждый работает за двоих.

Как подчеркивают исследователи, креативный сектор занятости может только разрастись в ближайшее время и стать выходом для соискателей работы, оказавшихся в трудной экономической ситуации. В силу своей мобильности молодые сотрудники легко приспосабливаются к нестабильным и нелегким условиям и постепенно формируют новый пласт среди работающих граждан, на границе между "свободной богемой" и "работягой из офиса", с чертами и фрилансера, и наемного приезжего.

Занятость Санкт-Петербург Северо-Запад