24.11.2015 17:15
Культура

Петербуржцам показали "Последнюю любовь Наполеона"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Молодежный театр на Фонтанке представил премьеру - "Последняя любовь Наполеона". Печальная комедия, как обозначен жанр в программке, поставлена по пьесе Иржи Губача "Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка". Губач (1929-2011) - чешский журналист, политический деятель, драматург, киносценарист, автор пьес "Незрелая малина", "Падение Икара", "Перелетные птицы".
Читать на сайте RG.RU
Спектакль "Последняя любовь Наполеона" в Молодежном театре на Фонтанке
Чем удивил БДТ московского актера Владимира Кошевого

В роли корсиканки Жозефины Понтиу - заслуженная артистка России Дарья Юргенс. Роль Наполеона исполняет заслуженный артист России Михаил Черняк, "по совместительству" - режиссер спектакля. Художественным руководителем постановки выступил Семен Спивак, худрук театра (как говорят актеры, "лепил спектакль, определял систему координат").

1819 год, остров Святой Елены, последние годы жизни Наполеона, пленника англичан. В ссылке, в холоде, голоде, сырости, болезнях, среди крыс, без денег и прислуги живет Бонапарт. Его адъютант сбежал. Вместо него неожиданно появляется адъютантша, "мадам генерал", а на самом деле - кухарка из Парижа, вдова солдата, погибшего в битве при Ватерлоо, мать четверых детей. Она переворачивает жизнь некогда великого полководца, униженного, повергнутого. То ли правда, то ли вымысел, исторический анекдот…

- Именно эта корсиканка дает Наполеону возможность увидеть себя и окружающий мир совершенно в ином свете, понять, что ценность человека не в титуле и власти, величии и избранности, а в его душе, способной или не способной к сопереживанию и доброте, - отмечают в театре. - Простая женщина помогает великому императору переосмыслить все прожитое и полюбить жизнь заново.

Петербургский театральный бомонд "прошелся" по "Золотой маске"

Роль Жозефины - бенефисная. Для большой Актрисы. Ее играли в Москве - Евгения Глушенко, Мария Аронова, Инга Оболдина, в Питере - Эра Зиганшина, Елена Комиссаренко, в российских театрах - звезды сцены, характерные актрисы. Петербургские зрители и критики "в возрасте" хорошо помнят постановку "Адъютантша Его Величества" (1993 год) Игоря Владимирова в Театре Ленсовета (тогда - Открытый театр), с Владимиром Матвеевым и Эрой Зиганшиной.

"Корсиканку" ставили в Малом театре, Наполеона играл Валерий Баринов. Геннадий Хазанов уже несколько лет исполняет роль Наполеона в "Театре Антона Чехова" - в спектакле под названием "Морковка для Императора".

Пьесу Губача в Молодежном театре на Фонтанке дополнили, сделали глубже. Получилась трагикомедия, любимый жанр Семена Спивака. Как и "Семья Сориано", и "Наш городок"… Жизнь ведь трагикомична…

Анна Геллер об "Иных": Я фантастически попала в фантастический фильм

- Наш спектакль - сценическая фантазия по пьесе (честно скажу, от пьесы мало что осталось), - признался Михаил Черняк. - Пьеса Губача - откровенно комедия, с гэгами, где зрители похохочут и разойдутся. Там несколько "картонные" герои - Наполеон, Жозефина, генералы. Мы работали, как студенты - этюдным методом, придумывали, фантазировали. У меня совершенно потрясающая партнерша. Вообще мне нравится наша компания: капитан Попплтон, наши замечательные генералы, губернатор острова. Мы еще не все сделали, что-то в спектакле будем уточнять, менять. В нашем театре так принято: спектакль - как ребенок, а если родился ребенок - его надо кормить, учить, за ним надо ухаживать, пока он не встанет на ноги.

Дарья Юргенс в этом сезоне отметила 25-летие работы в труппе Молодежного театра, недавно сыграла в премьере "Цена" по пьесе Артура Миллера, ставшей ее первой премьерой после 10-летнего перерыва, связанного с киносъемками актрисы (сериал "Морские дьяволы" и другие фильмы). Она также занята в спектаклях "Медея" и "Крики из Одессы".

Прямая речь

Семен Спивак, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке:

- Спектакль про великую мать. Женщина во все времена растила мужчину. Без женщины мужчина не начинает понимать, что такое жизнь. Это мое мнение. Наш герой (Наполеон) жил иллюзиями - как любой мужчина. Но вмешалась какая-то сила, начались испытания, грустные вещи, расставание. Жозефина сделала все, что могла, чтобы он жил, дышал, смотрел на небо…

Это не биографический спектакль про Наполеона. Это спектакль про мужчину, живущего иллюзиями, не на земле. Это спектакль про всех нас, потому что отношения между мужчиной и женщиной - вечные, они были, есть и будут. Может, я обижаю мужчин, но считаю, что центр жизни - женщина. Женщины сильны, мудры, наполнены энергией, которая дается им на создание семьи, рождение детей и их воспитание. А мужчины - просто взрослые мальчики.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад