Тариф на один километр до 1 марта следующего года составит один рубль 53 копейки. Напомним, что ранее предусматривалась другая сумма, 3,73 рубля. - Это самый низкий тариф среди аналогичных систем в Европе. К примеру, в Германии эта ставка доходит до 0,49 евро, что по сегодняшнему курсу составляет примерно 25 рублей за километр, - подчеркнул Максим Соколов.
В дальнейшем российские власти планируют пересмотреть стоимость тарифа в сторону увеличения. До 2018 года его будут рассчитывать по коэффициенту 0,82. Таким образом, стоимость проезда по федеральным трассам составит 3,06 рубля за километр. Для нарушителей, которые не пожелают или не смогут оплатить проезд грузовых фур, предусмотрены суровые штрафные санкции, от пяти тысяч рублей с физического лица и до одного миллиона с компании-перевозчика.
При этом, как подчеркнул глава Минтранса, те, кто не успевает зарегистрироваться в системе, могут воспользоваться разовыми проездными документами.
- Для удобства пользователей в системе "Платон" сроком на одну неделю открыта возможность упрощенного оформления разового проездного документа. Для этого необходимо только зайти на сайт системы и ввести государственный номер регистрации транспортного средства, - заявил Максим Соколов. Однако предприниматели столкнулись с определенными трудностями.
- Я пытался зарегистрироваться с 8 октября, но сайт "Платона" работает со сбоями. Нет заявленных опций, то есть окон для введения некоторых параметров. Поэтому пришлось ехать из Батайска в Ростов, чтобы зарегистрироваться, получить бортовое оборудование и внести деньги за оплату проезда, - рассказывает индивидуальный предприниматель Антон Володин. По его словам, он крутит баранку грузовика уже более 15 лет, но с такой неорганизованностью и хаосом сталкивается впервые.
- Вот в Германии, во Франкфурте-на-Одере, я только таможню переехал и сразу карточкой оплатил проезд по автобанам. Если деньги заканчиваются, то положить на счет можно на любой заправке, - рассказывает Володин. - А у нас надо регистрироваться в системе, заполнять онлайн-маршрутные карты, а ведь Интернет не везде нормально работает. Кроме того, возиться с бумагами и программами не моя стезя. Мне надо в рейс машину готовить. Поэтому надежда только на бортовое устройство, которое автоматически будет передавать данные о моей поездке. Если его не будет, то штрафами завалят
Контроль на трассах осуществляется специальными машинами с видео - и фоторегистраторами, а также рамными конструкциями с аппаратами фиксации. Принцип действия прост: оператор наводит видеокамеру на грузовик, система считывает номер машины, а данные по зашифрованным каналам связи отправляются в центры обработки информации. Остановить "зайца" на трассе оператор не имеет права. Его функции - только контроль. Все материалы на нарушителя окажутся в ГИБДД, откуда по почте будут разосланы "письма счастья" со штрафами.
Собранные с помощью "Платона" деньги, а это до 50 миллиардов рублей в год, поступят в федеральный дорожный фонд, что позволит до 2019 года привести все автомобильные развязки, мосты и федеральные трассы в нормативное состояние. Платить приходится и иностранным перевозчикам. Они тоже могут пройти регистрацию, если ездят постоянно по российским дорогам. А для одной поездки можно оформить платный маршрутный лист на границе.
Для иностранцев тоже предусмотрены штрафы. Если их поймают с перевесом, Ространснадзор имеет право арестовать машину и держать до тех пор, пока штраф не будет оплачен.
Как у соседей
Волгоградские грузоперевозчики встретили нововведение в штыки, заявив, что пусть сначала в регионе сделают нормальные дороги.
- Мы и так платим тройной транспортный налог. Новый налог ляжет на всех: на 50 копеек поднимут - цены минимум на 10 рублей вырастут, - жалуется предприниматель Сергей Ткаченко. - Мы не в состоянии содержать свой транспорт в исправности из-за высоких расходов.
- Работаю давно, и с каждым годом все тяжелее. Налог нас убьет, - вторит его коллега Павел Сочин. - Нам не на что будет содержать семьи, платить за услуги ЖКХ. Миллионы мы не хватаем, так как платим большие налоги. Если налог не отменят, дальше так нельзя! Областной комитет транспорта и дорожного хозяйства предложил коммерсантам обобщить свои требования в письме правительству РФ.
- О проблемах перевозчиков нужно сообщить правительству. Но конструктивно. Ругань и крики результатов не дадут. Когда есть аргументы - другое дело, - считает зампредседателя комитета транспорта администрации области Игорь Новиков.
По словам президента Российской ассоциации перевозчиков Владимира Приказчикова (центральное представительство в Краснодаре), дальнобойщики не могут выполнять рейсы, так как система "Платон" дает сбои. На недавней встрече в кубанской столице от представителей структур, которые курируют это направление, не было получено внятных ответов. В частности, водителей интересует, как производился расчет размера платы и влияет ли расчет ущерба на тоннаж перевозимого груза? В какой финансовый орган поступают оплаченные перевозчиком денежные средства, как распределяются и в какие структуры поступают? Какие необходимы дальнейшие действия перевозчика, с учетом прибытия перевозимого груза в срок, в случае сбоя бортового устройства при движении с грузом?
Кроме того, участились случаи мошенничества, связанные с продажей бортовых устройств, а также маршрутных карт для осуществления платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным автомобильным дорогам. Грузоперевозчики Кубани обратились с просьбой на начальном этапе выявить слабые стороны предложенной системы и внедрить систему взимания платы в тестовом режиме с применением баллов (виртуальной валюты). Было предложено рассмотреть включение платы в транспортный налог или в стоимость топлива.
- Разъяснение перевозчикам новых правил требует времени, - сказали "РГ" в департаменте транспорта Краснодарского края. - Второе совещание по этой теме пройдет в конце месяца.
Справка "РГ"
Всю необходимую информацию о работе системы взимания платы на русском и английском языках можно получить по телефонам "горячей линии": 8-800-550-02-02 (для России), 8-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).