Именно поэтому улучшение инвестиционного климата входит в число ключевых показателей эффективности, по которым оценивается деятельность глав регионов. Всем известны примеры территорий с похожими условиями, но с совершенно разными результатами. У нас в стране эффективность государственного менеджмента пока определяется в значительной степени личностью того человека, кто должен эти правила исполнять. По замыслу разработчиков стандарта, его реализация придаст более прозрачный характер инвестиционному процессу, принятию решений о тарифном регулировании и вложении средств местных бюджетов в реализацию крупных проектов, сделает процесс открытым для участия бизнеса и общественных объединений.
Стандарт развития конкуренции ориентирован прежде всего на потребителя. Региональные власти будут анализировать поведение хозяйствующих субъектов и состояние рынков товаров, работ и услуг. Для этого планируется сформировать систему мониторинга, оценки и контроля конкурентной среды и деятельности самих местных органов исполнительной власти. В частности, губернаторам предписывается обеспечить внедрение механизмов технологического и ценового аудита (ТЦА) инвестиционных проектов, связанных с бюджетным финансированием деятельности естественных монополий - предприятий, занятых энерго-, тепло- и газоснабжением, железнодорожным транспортом и других. Инструмент ТЦА эффективен на всех стадиях жизненного цикла инвестпроекта: при отборе, реализации, эксплуатации. В рамках ТЦА анализируются данные о ценах подрядчиков, поставляющих свои услуги и материалы компаниям, продукцию которых, в свою очередь, закупает уже субъект РФ. В случаях, когда цены не соответствуют рынку, завышены, может быть рекомендовано сменить поставщика, чтобы тем самым снизить конечную стоимость производимых товаров и услуг. Теперь и сами естественные монополии обязаны публиковать информацию о результатах ТЦА и выводах, сделанных в ходе открытого экспертного обсуждения заключений аудиторов.
Такой подход обеспечивает доступ к госконтрактам широкому кругу предприятий малого и среднего бизнеса. Поставщики материалов, работ и услуг оказываются заинтересованными не в сиюминутной выгоде от повышения цен, а в долгосрочных контрактах с гарантированной оплатой со стороны государства. В результате стоимость продукции естественных монополий для конечного потребителя как минимум остается на одном уровне, а скорее всего будет снижена.
Еще один аспект - это тарифы естественных монополий, которые формируются с учетом многих факторов. Значительное влияние на них оказывают и капитальные вложения в строительство новых мощностей. Способность оценить перспективность таких затрат в нынешней экономической обстановке абсолютно критична для регионов.
В стандарте отдельно подчеркивается, что региональные власти должны заниматься учетом мнения потребителей в отношении тарифного регулирования услуг, предоставляемых естественными монополиями. Учет мнений должен происходить на всех стадиях рассмотрения инвестиционных проектов и программ субъектов естественных монополий, а также схем территориального планирования субъектов. Власти регионов должны предоставлять максимально полный объем информации о происходящем всем заинтересованным сторонам. Стандарт предусматривает определенный механизм сбора оценок и замечаний потребителей - этим должны заниматься советы по конкуренции при главах администраций российских регионов. В каждый совет, в соответствии со Стандартом развития конкуренции, необходимо включать представителей НО ТЦА.
Сегодня НО ТЦА уже открыло свои отделения более чем в 10 регионах, еще с 20 взаимодействует на регулярной основе. Оно активно участвует в разработке местного законодательства. Кроме того, объединение поддерживает работу единого портала раскрытия информации о результатах ТЦА. Однако когда речь идет о проектах естественных монополий, неизбежно приходится иметь дело с информацией, закрытой для широкой общественности. Как тогда проводить публичный ТЦА? Ответ на этот вопрос в одном из своих выступлений дал президент Владимир Путин: "Некоторая часть информации не может не носить закрытого характера и связана с безопасностью этих объектов. Но это не значит, что такой общественный аудит не может проводиться даже там. Каким образом? Специальными средствами, специальными людьми, в том числе имеющими допуск, и специально сертифицированными организациями".
Сегодня уже имеется немало примеров проведения ТЦА проектов естественных монополий. Одним из флагманов этого процесса является РЖД, чьи проекты начали проходить техаудит в числе первых. В Федеральной сетевой компании разработан собственный корпоративный стандарт проведения ТЦА, аудит проводится в сфере гидроэнергетики. Правительство активно обсуждает применение ТЦА при анализе инвестиционных программ "Газпрома".
Изменившиеся условия заставляют правительство по-новому смотреть на многие направления работы, а также на инструменты и методы регулирования, которые позволят достичь поставленных целей. В этой связи внедрение Стандарта развития конкуренции - это шаг, необходимый для изменения модели функционирования всей российской экономики, повышения потенциала промышленности, импортозамещения, увеличения эффективности расходования бюджетных средств. Ни одна из перечисленных задач не может быть решена без создания условий для полноценной конкуренции во всех отраслях экономики. Развитие конкуренции необходимо, чтобы раз и навсегда отказаться от "догоняющей" модели развития.