Его можно объяснить тремя причинами, рассказал автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. "Во-первых, сейчас удобно открывать бизнес в статусе индивидуального предпринимателя", - отметил он. В результате любой, кто умеет держать в руках гаечный ключ и знает, с какого конца браться за отвертку, может заняться этим видом бизнеса. Наличие собственного гаража, который можно без проблем превратить в автомастерскую, этому только способствует.
Вторая причина, продолжает Игорь Моржаретто, в банальном старении отечественного автомобильного парка. "Средний возраст первой эксплуатации (время, в течение которого новый автомобиль находится у первого владельца. - "РГ") только за последний год увеличился с 4,5 до 5 лет", - рассказывает собеседник "РГ". Стареющие автомобили чаще требуют ремонта, а если на рынке есть спрос, то будет и предложение. Сегодня 34 процента колесящих по российским дорогам автомобилей старше 15 лет. Машин в возрасте от 10 до 15 лет - еще 47,1 процента автопарка.
Еще в начале года были определенные позитивные подвижки. На 1 января 2015 года доля машин старше десяти лет в России впервые оказалась меньше половины от зарегистрированных в стране (47,8 процента). То есть ранее автопарк омолаживался, но сегодня предпосылок к этому меньше.
Третья причина роста популярности автосервисов заключается в высоких ценах на услуги ремонта в официальных дилерских центрах, уверен эксперт. "Стоимость работ там довольно высока, а их качество не всегда выдерживает достойную конкуренцию с обычными станциями техобслуживания. Как правило, у дилера сегодня обслуживают автомобиль только в пределах гарантийного срока, а далее уже ищут ремонтников подешевле", - считает Игорь Моржаретто.
При этом ремонт у официального дилера сопровождается целым рядом удобных для клиента моментов. К их числу можно отнести гарантию на ремонт какой-либо детали, профессиональное оборудование, обученный персонал, оригинальные качественные запчасти и, собственно, условия для комфортного ожидания клиентом своей машины", - рассказал исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов.
По мнению же Игоря Моржаретто, сегодня возвращается популярность "своего мастера". И с этой тенденцией тоже необходимо считаться. "Ко мне часто обращаются друзья с просьбой порекомендовать сервис для решения тех или иных автомобильных проблем. Думаю, что как сегодня многие предпочитают ходить к "своему зубному технику", покупать продукты у "своей" продавщицы на рынке, так и число "своих" автомехаников, рукам которых автолюбители доверяют, также будет увеличиваться", - уверен он.
Серьезный рост популярности частных автомобильных мастерских тоже подтвержден статистикой. По данным на август 2015 года, 76,7 процента автолюбителей предпочитали обслуживать автомобиль в авторизованных дилерских центрах. В то время как год назад таких было 84 процента. Большинство из этих 7 с небольшим процентов перебрались как раз на подъемники и в боксы независимых автомобильных мастерских.
Число их приверженцев с августа 2014 года выросло почти в полтора раза - с 12 до 16 процентов. Также в полтора раза чаще автовладельцы стали искать и находить частных мастеров для ремонта своих машин.
Сегодня число таких граждан, у которых есть свой ремонтник, выбранный по советам знакомых автовладельцев и друзей, составляет уже 3,2 процента. Наконец, самые рукастые автолюбители начали ремонтировать свои машины самостоятельно или с помощью соседей по гаражу. Прирост этой категории самый большой - с 2,3 процента год назад до 4,2 процента в августе 2015 года.
Если говорить о сухих цифрах прироста числа сервисов, то в 35 крупных российских городах с населением от 500 тысяч человек количество мастерских к ноябрю 2015 года составило 17 600 штук, сообщает аналитическое агентство "Автостат". География роста самая разная. Самый большой с начала года зафиксирован в Краснодаре (45,7 процента).
На втором месте Ярославль, где количество станций технического обслуживания увеличилось на 43 процента, а замыкает тройку лидеров Москва с положительной динамикой в 39,2 процента.
Что же дальше? А дальше, резюмирует Игорь Моржаретто, какое-то время будет наблюдаться рост числа станций техобслуживания.
"По крайней мере, пока общество не получит сигнала об улучшении экономического положения и те, кто сможет, не захотят вернуться к более дорогим видам обслуживания своих автомобилей", - считает собеседник "Российской газеты".
Каждый второй автовладелец в России начал экономить на машине, сделали вывод аналитики "Автостата". Большинство автомобилистов (76 процентов) стали реже мыть машины и покупать дорогие запчасти. Еще часть опрошенных заявила, что теперь самостоятельно ремонтирует своих "железных коней". Кроме того, нашлись и те, кто отказался от ежедневных поездок и дальних путешествий на авто.
Подготовила Юлия Кривошапко