Правда, сегодня в ней нет нужды, ведь основная дистанция СШХ- однопутная железная дорога между городами Лабытнанги, Салехардом и Надымом - остается на чертежах. Укладывать шпалы нет смысла, если не перебросить мост через Обь. Он обойдется минимум в 70 миллиардов рублей, и тут вся надежда на федеральный бюджет и госгарантии. Только на таких условиях частные инвесторы согласны вкладывать капиталы в СШХ, в очередной раз напомнило правительство автономии. Однако федеральный центр с учетом экономического кризиса и значительного увеличения доли государства в другом арктическом проекте - строительстве завода по сжижению газа и морского порта на полуострове Ямал - в несколько раз сократил гарантированный объем господдержки СШХ, посулив перечислить один миллиард рублей в 2017-м и три - в последующем году.
Тем не менее широтный ход по-прежнему прописан отдельной строкой в целевой программе развития транспортной инфраструктуры РФ до 2030 года. К слову, в свое время региональные власти обнадеживали планами запуска движения по магистрали уже в 2015-м. Значит ли это, что реализация проекта может затянуться надолго, как это произошло с пробивкой сквозь тундровые хляби "дороги жизни" - шоссе Салехард-Надым?
Летом и осенью губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин обсуждал проблемы Северного широтного хода с президентом РФ, его полпредом в Уральском округе, секретарем Совбеза, главой минтранса, топ-менеджерами ОАО РЖД. Недавно глава автономии встречался с руководителем железнодорожной корпорации Олегом Белозеровым, который озадачил фразой о поиске "оптимальных финансовых параметров". Может, речь идет о способах удешевления "моста преткновения"?
Двухэтажный переход через Обь начали проектировать десять лет назад. Проект не раз корректировали, появился даже вариант облегченной или, как называли ее ямальцы, обрезанной конструкции - без автомобильного пролета, исключительно для движения поездов. По сравнению с первоначально заявленной, сметная стоимость объекта выросла вчетверо, подойдя к планке в 70 миллиардов рублей еще в 2013 году. Как ни странно, поправок на инфляцию нет. Представитель компании-акционера проекта однажды намекнул на технологические ноу-хау, позволяющие в полтора раза ускорить строительство моста и заметно снизить издержки. Однако суть технологий никто не раскрывает.
Стоимость всего "хода" оценивается в 267 миллиардов рублей (ранее в некоторых документах значились 290 миллиардов). На эти деньги предстоит проложить узкоколейку от приуральской станции Обская (Лабытнанги) до Надыма. Это главное. Далее, до Коротчаево (конечная станция Свердловской железной дороги в восточной части ЯНАО), имеются газпромовская ветка и периферийные пути РЖД. Они нуждаются в реконструкции. Общая протяженность СШХ - около 710 километров. Он свяжет две дороги - Северную (Трансполярную) и Свердловскую, примет на первых порах, согласно расчетам, около 24 миллионов тонн грузов в год. В первую очередь газоконденсат, добыча которого в арктическом регионе, в отличие от нефти и газа, увеличивается. Ну и "далее по списку": оборудование, стройматериалы, товары ширпотреба. Кольцевая логистика перевозок существенно сократит стоимость и время доставки.
Как известно, для увеличения инвестиционной привлекательности СШХ власти автономного округа предлагают соединить широтный ход с достраиваемым на восточном побережье полуострова Ямал портом Сабетта. С тем, чтобы отсюда помимо сжиженного газа отправляли Северным морским путем (СМП) завезенные с материка металлы, нефтехимию, пшеницу и прочие товары, пользующиеся спросом за рубежом. От станции Обской вглубь полуострова Газпром проложил к месторождениям углеводородов технологическую железную дорогу протяженностью 572 километра (запущена пять лет назад). От тупиковой станции Карская до Сабетты еще более 180 километров. Выход к морю обойдется, согласно обнародованной в октябре информации, в 80-90 миллиардов рублей. Заказчик - фонд "Ямал". Его партнер - международная инвестиционная компания из Швеции. Она взялась профинансировать строительство на условиях обеспечения правительством ЯНАО гарантии получения минимальной прибыли.
Пропускная способность участка Карская - Сабетта, как официально заявлено, 30-35 миллионов тонн. Это супермощность на фоне пропускной способности участка Обская - Карская (вдесятеро меньшей). Следовательно, если ориентироваться на потенциал Сабетты как перевалочной базы, не обойтись без капитальной реконструкции действующей нерентабельной дороги на паровозной тяге. О сроках модернизации и ее стоимости ничего неизвестно. Правда, пару лет назад представитель фонда "Ямал" Александр Вылиток публично заявил, что Газпром готов к началу эксплуатации СШХ обеспечить провозную нагрузку своей дороги до 30 миллионов тонн. Ее владелец воздерживается от комментариев.
Другой принципиальный момент. Под вопросом остается "проходимость" Северного морского пути, особенно в восточном направлении, подчеркивают эксперты Атомфлота и Севкомфлота. Зависимость от климата велика. При скорой смене периода потепления резким похолоданием, о чем предупреждает группа ученых, потребность в ледоколах резко возрастет. А их, с учетом степени износа работающих ныне в Арктике четырех судов, а также трех заложенных на стапелях, будет не хватать и в следующем десятилетии.
Правительство автономии не теряет надежды на то, что строительство широтного хода стартует в 2016-м, завершится - к концу десятилетия. Гендиректор ФГУП "Ространсмодернизация" Илья Гудков предупреждает: опоздание на один год повлечет заметный рост объема кредитных обязательств, на два - "полный пересмотр схемы государственного финансирования". По подсчетам специалистов этого унитарного предприятия, от реализации проекта в бюджеты всех уровней поступит налогов на 246 миллиардов рублей. Сроки не уточнены. Другой аргумент в пользу СШХ - полторы тысячи новых рабочих мест в регионе. Участники процесса дожидаются "указа" о выделении средств из Фонда национального благосостояния. Минфин не торопится: "хотелок" много, сомнения в эффективности проекта остаются. Когда-то, напоминают финансисты, сотни экспертов, чиновников, политиков доказывали: промедление со строительством железной дороги по восточным склонам Урала смерти подобно. А на поверку проект превратился в пшик.