Владимир Андреевич, сегодня пришло приятное известие. Цифры такие: из 300 с лишним населенных пунктов, которые были изначально обесточены, сейчас без света только 19. Так это или нет? Остаются ли уголки, где люди сидят в полной темноте? И способно ли МЧС в принципе запитать пусть и по аварийной схеме такой гигантский регион, как Крым?
Владимир Пучков: Столь обширного отключения энергии в масштабах страны еще не было ни разу. Представьте, мы потеряли почти 60 процентов энергомощностей целого российского региона в течение считаных минут.
Что продемонстрировало это ЧП? Во-первых, органы управления быстро и оперативно приняли все необходимые меры по минимизации потерь и оказания помощи людям. И потери оказались минимальными.
Во-вторых, своевременно были приняты дальнейшие решения: обеспечили устойчивую работу всех социально значимых объектов и объектов с круглосуточным пребыванием людей. Это результат грамотной работы комиссии по чрезвычайным ситуациям в Республике Крым и в Севастополе. Было организовано "веерное отключение" населенных пунктов с тем, чтобы люди получали хотя бы в минимальном объеме энергетику. Однако, проблемы, конечно, были, но на местах специалисты их оперативно старались их решать.
Третье, и очень важное, это спокойная и выверенная позиция жителей Крыма.
Конечно, есть населенные пункты, особенно отдаленные, которые остаются без электричества, но мы развернули там "городки жизнеобеспечения", помогаем в подвозе воды и в решении большого количества проблем.
Как выглядит "городок жизнеобеспечения", что он собой представляет?
Владимир Пучков: Городки в разных местах различные. В них входят, как полевая кухня, специальные электростанции, которые позволяют подзарядить сотовый телефон, палатки, где можно получить необходимую помощь. Также мы организовали подвоз воды туда, где это было необходимо, и оказали помощь местным жителям, так сказать, по ситуации, исходя из их просьб.
Приоритет такой работы - восстановление всей системы связи, чтобы люди получали своевременно всю необходимую информацию, о графике включения или отключения электроэнергии, о местах получения необходимой помощи и поддержки, информацию о тех решениях, которые принимаются.
Сегодня дополнительно мы перебрасываем спецбортами МЧС России в Крым генераторы, дополнительно туда направляются наши подразделения жизнеобеспечения с Северного Кавказа, из Южного региона с тем, чтобы оказать помощь и поддержку людям в первую очередь в отдаленных сельских поселениях.
Также мы под эгидой национального антикризисного центра взяли под жесткий контроль перемещение топлива и грузов на территории Крымского полуострова. Фактически организовали "зеленые коридоры", по которым поступает вся необходимая продукция, топливо, продукты питания, предметы первой необходимости, медикаменты. Ситуация находится под контролем.
Дефицита топлива не предвидится? Там же огромное количество генераторов теперь работает, соответственно и расход бензина и солярки увеличился.
Владимир Пучков: Перебоев сейчас уже нет. Кроме того, предпринимаются дополнительные меры, чтобы было обеспечено устойчивое снабжение и топливом, и предметами первой необходимости. С учетом текущего потребления топлива, в наличии запас топлива на 25 суток. На особом контроле находятся социально значимые объекты, принято решение детские сады и младшие классы отправить на каникулы, на отдых.
Мы обратились к руководителям организаций и учреждений с тем, чтобы они в этой непростой ситуации поддержали и отправили в краткосрочные отпуска тех родителей, которые вынуждены пока сидеть с детишками дома.
Я пообщался с жителями, с гражданами, и что очень приятно - не было никаких жалоб.
Что вам говорили люди, о чем спрашивали?
Владимир Пучков: Люди настроены очень позитивно - преодолеть совместно эту непростую ситуацию. Те, кто был там со мной, были удивлены оптимизмом, стойкостью и пониманием сложившейся ситуации.
Понятно, что у населения есть, так сказать, типовые проблемы, а есть очень индивидуальные, единичные. В частности, мы сейчас проверяем, информацию из Интернета о том, что в Севастополе без света боится остаться семья, в которой ребенок подключен к аппарату искусственного дыхания в домашних условиях. Родители очень опасаются, что аккумулятора не хватит, если отключение будет слишком долгим. Возможна ли точечная, адресная помощь таким семьям с нестандартными проблемами?
Владимир Пучков: Конечно. Приоритет нашей работы - это оказание помощи и поддержки каждому человеку. Особенно в многодетных семьях.
Именно поэтому мы дополнительно поставляем сейчас туда генераторы небольшой мощности, которые позволят адресно, конкретно, с учетом ситуации запитать отдельно взятый дом, отдельно взятую квартиру, а также обеспечить работу сотовой связи, аптек и других небольших, но важных объектов.
По самым оптимистическим расчетам, только через три недели энергетики смогут прокинуть кабель с Кубани. Это очень долго, тем более на пороге зима. Каким образом будете выходить из положения?
Владимир Пучков: На заседании рабочей группы мы приняли все необходимые решения. Утвердили оптимальный план "веерного" отключения или включения энергетики. Также мы этот план-график взяли под жесткий контроль. Работает комплексная межведомственная группа, которая контролирует все вопросы, в том числе, с точки зрения справедливости при распределении энергетики.
Каким образом соблюдается, если так можно сказать, справедливость подачи тока в населенные пункты? А то по первым картинкам из Крыма были видны освещенные ночные витрины магазинов, а рядом темные окна домов.
Владимир Пучков: Есть утвержденный график, он должен выполняться. К сожалению, в первые сутки в отдельных населенных пунктах были сбои, невыполнение графика, было нежелание отдельных руководителей отключать свои организации, учреждения, снижать энергопотребление. Но сейчас это уже все поправили.
Судя по телевизионным картинкам, которые показывают, сотовая связь восстановлена на всем полуострове?
Владимир Пучков: Да, одно из первых, что сделано - восстановили связь, работу Интернета, чтобы обеспечить доведение всей необходимой информации до граждан и минимизировать все потери, которые были.
На заседании рабочей группы было принято решение по ускоренному введению энергомоста, который строился в плановом порядке. В конце декабря первая очередь уже заработает.
Вы обращались к вашим украинским коллегам-спасателям, чтобы помочь восстановить взорванные ЛЭП? Или, может, они предлагали вам свою помощь в минимизации потерь от аварии в Крыму?
Владимир Пучков: Россия и Украина - это два соседа, две братские страны. Но понятно отношение к официальным структурам, которые обязаны были обеспечить устойчивые системы жизнеобеспечения и не сделали этого, которые придумывают то продовольственную блокаду, то транспортную, теперь вот придумали блокаду энергетики.
Конечно, никаких положительных эмоций это у жителей полуострова, да я думаю, и у всех жителей России не вызывает. Это дикость.
То есть они отказались от нашей помощи в восстановлении ЛЭП?
Владимир Пучков: Они могут самостоятельно устранить эту аварию, нужно только желание официальных государственных структур это сделать.
Известно, что, находясь в Крыму, вы посетили симферопольскую клиническую больницу № 6. Там вам в коридоре встретились несколько пациентов. Что они вам сказали? Они вас чем-то удивили?
Владимир Пучков: Во-первых, мы приехали туда совершенно внепланово, поэтому та сценка вышла неожиданной и для них, и для меня. При встрече с людьми, которые приехали в травмпункт со своими бедами, проблемами, больше всего меня удивила позиция мамы, у которой дочка подвернула ногу. Я ее спросил: как у вас настроение? Она сказала: "Спасибо всем за помощь и поддержку, мы настроены позитивно". Я спрашиваю: "А дочка как?" "С дочкой все будет хорошо. А со светом мы все понимаем. Мы потерпим". Поговорил также с молодыми родителями, которые маленькую девочку тоже туда привезли. Люди настроены очень положительно и понимают сложность этой ситуации, готовы оказывать помощь и поддержку всем структурам, которые помогают преодолевать трудности. Это для нас очень важно.
А может, они понимают другое, что лучше пусть "Правый сектор" отключает им свет, находясь по ту сторону границы, чем если бы он это делал, находясь у них под дверью?
Владимир Пучков: Все люди это понимают. Но дело даже не в этом. Есть такое понятие у человека - счастье. Жители полуострова сегодня счастливы. Они счастливы потому, что видят те позитивные изменения, которые реально произошли и каждый день происходят на территории полуострова. Знаете, что мне сказали люди в Крыму: "Мы отвыкли, чтобы органы госвласти или кто-то из чиновников вообще о нас заботился".
Как сейчас работают паромы, насколько возросла на них нагрузка?
Владимир Пучков: Нагрузка на паромную переправу, конечно, возросла, тем более неблагоприятные погодные условия сыграли свою роль, и паромы некоторое время не работали. Уже определены приоритеты доставки грузов на полуостров, сделали "зеленый транспортный коридор", и в основном все доставляется наземным транспортом.
Авиацией мы доставляем только генераторы малой мощности, которые в первую очередь нужны точечно, адресно, по конкретным объектам. Взят на особый контроль весь трафик перемещения и бензовозов, и всех служб, которые обеспечивают работу системы снабжения по временной схеме.
И могу сказать, что приходилось применять достаточно жесткие меры, отключая некоторые организации, учреждения. Но те предприятия, где круглосуточная работа, конечно, были на особом контроле: водозаборы, интернаты, больницы и другие социальные объекты. Как их можно оставить без электричества?
Эти партии генераторов и мобильных установок так и останутся в Крыму? Или же МЧС снова заберет их на материк?
Владимир Пучков: Все то, что мы туда доставили, помимо генераторов это еще и городки жизнеобеспечения, полевые кухни, тяжелая техника, трейлеры для перевозки электростанций и многое другое - все останется в резерве на территории полуострова. И в случае ЧС будет снова использоваться. Причем, МЧС уже выделило дополнительные финансовые средства, чтобы после этой чрезвычайной ситуации провести технические регламенты, техническое обслуживание техники, экипировки, оснащения, то есть всего того, что останется там.
Как в эти первые дни работала банковская система?
Владимир Пучков: Банковская система в эти дни работала с трудом. Поэтому взяты на особый контроль и все базовые учреждения банковской инфраструктуры запустили в первую очередь. Также взяты на особый контроль все учреждения социального обеспечения, чтобы ни в коем случае не было сбоев ни по начислению пенсий, ни тем более по их выплатам. Но в первые сутки, в первые часы, конечно, были проблемы.
Как долго продлится работа по оказанию помощи людям в этой ситуации?
Владимир Пучков: В настоящий момент на контроле оказание помощи каждой семье, каждому дому, каждому поселку, организована устойчивая работа социальной инфраструктуры. Федеральные структуры совместно с руководством Республики Крым и города Севастополь продолжат оказание адресной и конкретной помощи людям до полного восстановления энергоснабжения полуострова.
Полный текст "делового завтрака" читайте в одном из ближайших номеров "РГ"
Энергоблокада - тяжелее всего детям
Задумывались ли те экстремисты на Украине, которые взорвали ЛЭП, кому и какие бедствия они могут принести? Наверняка знали, что пострадают простые люди, пострадают дети, особенно те, кто прикован к постели. Знали, но для них жизнь ребенка или старика ничего не значит и не стоит.
Крымчанин Максим Казачков живет в Симферополе на аппарате искусственного дыхания. Он родился с тяжелым наследственным заболеванием - синдромом Верднига-Гоффмана (спинальной мышечной атрофией первой степени). Дышать самостоятельно может от силы 30 минут, потом надо подключать аппарат искусственной вентиляции легких. На аккумуляторах он может проработать только семь часов, потом его надо заряжать четыре часа. А электричество по графику дают часа на два-три.
- Была ситуация, когда на аппарате оставалось заряда на полчаса, - рассказывает мама Максима Ирина. - Если бы не дали свет, пришлось бы среди ночи везти аппарат в поликлинику и заряжать аккумулятор. У нас есть резервный ИВЛ, но заряд он держит только четыре часа.
Помимо аппарата ИВЛ малышу нужны увлажнитель и устройство для отведения мокроты, а у них заряд батареи держится только пару часов.
Семья старается не унывать. Когда нет света, играют в нарды, читают малышу при свечах. Максим особенно любит включать музыкальные игрушки и слушать, как поет мама. Он еще не знает, что впереди зима, в Крыму надо запускать котельные, на которые потребуется энергия. И что его жизнь оказалась под угрозой из-за политической игры, которую ведут националисты по ту сторону границы.
Тронет ли эта история хоть кого-то в Киеве, кто принимал решение отрезать Крыму электричество? Продумывал схему, чтобы как можно больнее ударить по жителям Крыма и не давать энергию. Но за что киевские власти наказывают крымских детей? Максима Казачкова, Ваню Плотникова...
Подготовила Юлия Крымова
Кто командует в Киеве?
Глава непризнанного крымско-татарского меджлиса Мустафа Джемилев заявил, что участники энергоблокады Крыма не считают нужным возобновлять поставки электроэнергии на полуостров. Известный уголовным прошлым "правозащитник", которому не решается противоречить даже президент Украины, объявил властям свой "указ": Киев не должен "включать свет" до тех пор, пока крымчане не сделают первый шаг и не освободят некоего Ахмета Чийгизова. Тот был арестован в начале 2015 года по обвинению в организации массовых беспорядков у стен крымского парламента и смерти двух человек. При этом Джемилев с уверенностью заявил, что украинское руководство, которое настаивает на возобновлении поставок в Крым, обязательно изменит свою позицию, как только глава непризнанного меджлиса поговорит с президентом Петром Порошенко. И того, что так произойдет, нельзя исключать: глава украинского государства уже неоднократно "прогибался" перед шантажистами из меджлиса в расчете на политические дивиденды. Но каждый раз был обманут...
Подготовила Анна Федякина