В основе универсального аппарата - мини-трактор "Беларус-132Н", из которого удалили все лишние детали, добавили мехатронные системы, оснастили камерами, а вместо сиденья водителя установили бортовой компьютер и платформу для монтажа технологического оборудования.
- Шасси специально использовали негабаритное, - вводит в курс дела профессор кафедры ЭВМ БГУИР Михаил Татур. - Для мобильности. Такого робота можно перевезти в любом микроавтобусе. Вообще же, робототехнических комплексов - юрких, проходимых - в Беларуси как раз не хватает. Аналог в принципе есть, но он дорогой, малоподвижный и плохо управляемый.
Сам проект, к слову, является новаторским и включен в Государственную программу инновационного развития Беларуси на 2011-2015 годы. Главное здесь - "мозги": мехатронные системы управления и бортовой компьютер, позволившие автоматизировать процесс управления, а также целый комплекс вспомогательных систем около двух с половиной лет разрабатывали ученые БГУИР, Объединенного института машиностроения и других частных и государственных организаций.
"Попробуем запустить?" - спрашиваю у разработчиков. А сам гадаю, как это сделать: ни привычного руля, ни коробки переключения передач, ни ключа зажигания, как ни стараюсь, найти не могу. Оказывается, чтобы включить этот аппарат, мне нужно перейти из цеха в соседний кабинет. Будто радиоуправляемая детская модель, робот приводится в движение дистанционно. По сути, всего несколькими кнопками на миниатюрном пульте. При этом оператор может находиться на расстоянии как минимум пятьсот метров. Теоретически же - и за километр.
В этом, пожалуй, и есть его главное преимущество. Представители Объединенного института машиностроения НАН перечисляют мне отрасли народного хозяйства, где подобная техника вполне может выручить человека: уменьшить всевозможные риски, в том числе для жизни и здоровья.
- Вот представьте ситуацию, подобную той, которая этим летом происходила на бывшем военном полигоне в Столинском районе. Лесной пожар, не исключен взрыв боеприпасов - их там немало было. Чем отправлять в самое пекло человека, лучше заменить его таким вот робототехническим комплексом. Оператор будет следить за процессом и управлять агрегатом через компьютер, - приводит пример заведующий лабораторией бортовых мехатронных систем Объединенного института машиностроения Александр Белевич. - Интересна, как мне кажется, и перспектива его применения на закрытых сельскохозяйственных комплексах - туда, куда нога человека в связи с распространением всевозможных болезней вроде африканской чумы свиней не должна ступать в принципе.
Вообще же, по словам Александра Белевича, способности устройства во многом зависят от фантазии потребителя. Коммунальщикам трактор-робот поможет в автоматическом режиме чистить бордюры, убирать листья, специалистам лесного хозяйства - сеять лес...
- Основа робототехнического комплекса - мобильная платформа, предназначенная для автоматизации процесса движения. Человеку при этом достаточно задать необходимую траекторию, а затем - лишь контролировать. Технологическая часть комплекса разрабатывается под нужды конкретного заказчика: для тушения пожаров - одна, с соответствующим оборудованием, для коммунальных служб - другая. На конкретно это шасси, вот посмотрите, установлен гидроманипулятор - агрегат, незаменимый для силовых структур. Его, к примеру, можно использовать для разминирования - "пошевелить" тот или иной подозрительный пакет. Или же для установки "глушилок", при помощи которых можно заблокировать действие дистанционных взрывателей.
Технику сейчас испытывают на полигоне. В ближайшее время, по словам разработчиков, она пройдет испытание в одном из подразделений МЧС. Насколько окажется эффективной на практике? Ученые уверяют: совершенствовать ее можно бесконечно.
- Было бы правильным осуществить запуск хотя бы опытной партии для конкретного потребителя, - говорит Михаил Татур. - Будущие пользователи должны понять: разработка может быть где-то не до конца продуманной, но именно в процессе эксплуатации мы можем понять, что нужно, чтобы довести ее до ума. Кстати, одно из главных преимуществ - это цена. Мы готовы отдать ее дешево в ответ на опыт, обратную связь и запуск экономических процессов. Базовая комплектация обойдется примерно в 15 000 долларов, что в восемь раз дешевле зарубежных аналогов.
Дальнейшая перспектива - перенести технологию и на более габаритную технику. Ученые уверяют: сделать это можно будет без особого труда. Даже роботизировать большой погрузчик. Концептуальных технологических переделок автоматизация не потребует.