Это означает, что все силы, наземные и воздушные, которые ведут борьбу с боевиками-джихадистами на территории Сирии, получают надежное прикрытие. Оно защитит от любой воздушной агрессии и при необходимости от ракетных атак.
Кроме этого, самолеты и вертолеты, отправляющиеся на боевые задания, будут сопровождаться истребителями прикрытия и воздушными носителями систем радиоэлектронной борьбы.
Не секрет, что это вызвано атакой турецкого истребителя на фронтовой бомбардировщик Су-24, в результате которой российский самолет был сбит, а его командир подполковник Олег Пешков погиб.
Раньше в таком усилении ПВО не было никакой необходимости. Российское командование и мысли не допускало о том, что боевой самолет, работающий по уничтожению наземных баз ИГИЛ (организации, запрещенной в РФ), а также ее полевой инфраструктуры, будет намеренно сбит не боевиками, а истребителем страны НАТО. Только этим можно объяснить, что бомбардировщик, вылетавший на не очень сложное задание, летел без прикрытия истребителей. Они ему на высоте 6 км были просто не нужны. С земли из переносных зенитно-ракетных комплексов террористы не могут достать самолет на такой высоте - ПЗРК выше трех километров цель не поражает. А ракет ПВО большой дальности у террористов нет.
По нормальной человеческой логике мы, российские военные, и военные НАТО все делаем одно дело - воюем с целой армией международных террористов. И должны прикрывать спины друг друга, а не стрелять в них. Увы, с логикой и вообще с человеческой порядочностью у НАТО что-то не заладилось. Теперь российский контингент просто вынужден прикрывать себя сам со всех направлений, в том числе и со спины.
Как будет работать комплексная система обеспечения безопасности нашей авиации?
Воздушное пространство над всей Сирией и прилегающими к ней странами, нравится им это или нет, будет постоянно сканироваться радиолокационными станциями систем ПВО, входящими в комплексы С-400 и "Форт". Возможно, в работу включат станции дальнего обзора войск радиотехнической разведки. То есть командование российским военным контингентом в Сирии будет знать в режиме реального времени, на какой высоте и дальности находятся все летающие объекты. Объекты эти будут, естественно, идентифицироваться.
В случае выполнения боевой задачи бомбардировщиками или штурмовиками их прикроют наши истребители Су-30СМ, возможно, сирийские МиГ-29. Угроза воздушной атаки будет сразу фиксироваться специальными системами этих истребителей. К примеру, летчик истребителя получает информацию, что его самолет или самолеты, которые он прикрывает, сканируются неизвестными радиолокационными станциями. Он сразу сообщает об этом на КП и начинает самостоятельно выяснять, откуда исходит угроза и насколько она опасна. Происходит это в считаные секунды, так как задействуются мощные бортовые вычислительные комплексы. Внезапно атаковать группу боевых самолетов не получится.
Если все ограничится радиолокационным сканированием, источник которого определяется очень быстро, полет продолжится в соответствии с заданием. Если же произойдет ракетная атака, то мгновенно включатся системы радиоэлектронного противодействия, создающие перед ракетными головками радиолокационного наведения непреодолимые преграды, и пускаются ракеты-перехватчики, которые уничтожат ракеты с инфракрасными головками наведения, такими, которыми был сбит Су-24М.
Если наши самолеты будут атакованы чужими истребителями с расстояния в несколько километров, то нападающие могут быть гарантированно сбиты ракетно-пушечным огнем Су-30СМ.
Наземный КП оценивает обстановку и принимает решение о привлечении дополнительных средств защиты. Если воздушный бой случится на удалении в несколько сот километров от базового аэродрома, то по вражеским самолетам может быть нанесен массированный удар ракетами систем ПВО С-400 и "Форт".
Россия развернула в Сирии первый комплекс С-400Если вдруг наши самолеты кто-то решит атаковать в непосредственной близости от базы, то их своим ракетно-пушечным огнем встретит "Панцирь-С1".
Конечно, это крайний случай. Вряд ли кто-то после турецкой провокации решится на повторную атаку российских боевых самолетов или вертолетов в небе Сирии и даже на ее границах. Для того чтобы гарантированно избежать воздушного боя, чреватого непредсказуемыми последствиями, можно поступить проще. Расчищать российским самолетам небо средствами радиоэлектронной борьбы. Тогда все чужие истребители, рискнувшие приблизиться к российским, будут просто терять управление - их бортовая радиоэлектроника станет выходить из строя, что приведет к неизбежному падению самолета.
Кстати, именно этого, возможно, в НАТО опасаются больше всего. Уже появилась информация в зарубежных СМИ о том, что "турки сбили самолет, чтобы вынудить Москву включить систему радиоэлектронной борьбы, тем самым дав возможность американским специалистам раскрыть ее секрет". Будто бы американцы прислали в Турцию самых лучших специалистов в области радиоэлектронной борьбы. Их задача - фиксировать работу российских станций РЭБ, чтобы потом найти возможность парировать противодействие своим радиоэлектронным системам.
Скорее всего, это лишь очередная версия. Но она говорит о многом. Прежде всего о том, что для защиты своей авиации у российских военных есть еще много скрытых резервов. Какие из них и в каком объеме будут раскрыты, покажет ближайшее будущее.
Зенитная ракетная система С-400 "Триумф"