Напомним, что данная концепция позиционирует весьма амбициозные задачи, главная из которых - войти в число "стран с высоким средним доходом и человеческим развитием" (по классификации Всемирного банка не менее $13 тыс. из расчета ВВП на душу населения). Причем президентской программой прямо заявлено, что достигнуть этого результата планируется путем устранения зависимости от экспорта углеводородов, являющегося на данный момент основным источником доходов бюджета.
Будет заблуждением полагать, что снижение котировок на нефть заставило руководство страны торопливо искать новые сценарии развития. Хотя нефтегазовый сектор все еще остается становым хребтом экономики, фундамент диверсификации был заложен давно. В 2014 году 58% ВВП Азербайджана уже формировалось за счет строительного, аграрного, транспортного секторов, сферы торговли, коммуникаций. В этом году, несмотря на общемировой системный кризис, правительству удалось сохранить позитивные тенденции движения, поэтому Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) улучшил прогноз экономического роста Азербайджана до 3%, а на 2016 год - до 2,5%. Если такая динамика роста ВВП Азербайджана по итогам 2015 года подтвердится, то она будет самой высокой среди стран Восточной Европы, не говоря о Южном Кавказе, где Азербайджан многолетний лидер.
Нужно сделать еще одно важное замечание - этот показатель почти совпадает с перспективной оценкой роста ВВП стран "большой двадцатки". Согласно последнему отчету международного рейтингового агентства Moody`s, в среднем он ожидается на уровне 2,8% в течение 2015-2017 годов. Пожалуй, именно этот фактор, а не только политическая и социокультурная близость Азербайджана к Турции, где недавно проходил саммит G20, был ведущим мотивом приглашения Ильхама Алиева стать участником рабочего совещания ключевого мирового форума глав государств.
База для уверенного развития азербайджанской экономики сформирована. Но проблема в том, что на данном этапе требуется переход к новой модели роста, связанной с инициативой на уровне современного малого и среднего бизнеса. Почему? Азербайджан уже не та страна, которая была пятнадцать лет назад. Увеличились заработная плата, пенсии. Изменилось общество, его запросы и потребности. К примеру, среднемесячная заработная плата ныне достигает почти $600. Рост личного благосостояния граждан, приход в страну новых технологий, выход на ведущие позиции нового поколения молодых - эти и другие факторы в период президентства Ильхама Алиева вызвали социальный запрос на качественно иной уровень вовлеченности граждан в социально-экономическую деятельность. Данная проблема, уже в глобальном масштабе, поднималась и на саммите G20. Эксперты предрекают новый глобальный тренд - развитие малых и средних предприятий, которые станут мощным сектором мировой экономики в ближайшие годы, откроют дорогу к крупным инвестициям.
Стресс-тест для элиты
Простых рецептов диверсификации нет. Современный экономически рост - процесс труднопрогнозируемый, по большому счету беспрецедентный - нет возможности просто скопировать чужой опыт или научиться на чужих ошибках. Изменения условий мирового развития ставят не только перед Азербайджаном необходимость адекватных ответов. Это прежде всего способность менять социальные институты, формы организации общественной жизни, способность лидеров устанавливать новые правила, избавляющие от пагубных социальных практик коррупции и других изъянов. Внешняя среда не всегда способствует таким изменениям.
Ответ Азербайджана на эти вызовы - действенный контроль и эффективно работающие структуры власти, укрепляющие бизнес-климат в стране. Диверсификация невозможна без организации и должного стимулирования элиты. Дело не только в притоке молодых, главное - есть ли у действующих руководителей ресурсы меняться и отвечать поставленным задачам.
Волна антикоррупционных мероприятий, прокатившаяся по стране, захватила все ведомства и министерства страны. Наиболее жестко Ильхам Алиев поставил вопросы контроля за работой чиновников в сфере госуслуг и на уровне высшей управленческой элиты. Несколькими месяцами ранее в главном управлении по борьбе с коррупцией при Генеральном прокуроре была создана отдельная рабочая группа для проведения антикоррупционных операций. Эта группа наделена широкими полномочиями и практически напрямую подчинена президенту.
В ключе антикоррупционной борьбы обращает на себя внимание недавнее распоряжение об отставке руководства министерства связи и высоких технологий. Характерно, что сектор ИКТ в экономике страны на протяжении долгого периода показывает ежегодный рост в диапазоне 10-15%. Поэтому мало кто ожидал такого поворота событий в этом ведомстве. Тем не менее президент показывает, что привилегированных в борьбе против коррупционных сетей будет все меньше. Постиндустриальный сектор азербайджанской экономики в первую очередь должен быть очищен от коррупционной и иной коррозии. Ильхам Алиев хотел бы видеть эту отрасль если и не в ряду главных моторов экономики, то наверняка в качестве эталонного примера азербайджанской модернизации.
Рычаги НЭП
Азербайджанская модель диверсификации (ненефтяной экономической политики) лежит в русле мировых тенденций изменений экономического профиля и включает несколько важнейших компонентов. Одна из главных - улучшение бизнес-климата путем снижения количества налогов и таможенных пошлин, освобождение от большого набора обременительных проверок. Не следует забывать о других мерах, которые проявились как прямыми распоряжениями Ильхама Алиева, так и косвенными мерами проводимой последние годы экономической политики.
Во-первых, санация банковского рынка - вводится жесткий контроль над основными субъектами распределения кредитов. Во-вторых, производственная диверсификация госпредприятий и частного бизнеса - стимулирование расширения ассортимента продукции наряду с освоением новых технологий производства. В-третьих, экспортная стимуляция бизнеса: государство будет помогать в продвижении на новые рынки сбыта и освоении новых отраслей деятельности, направленных на экспорт. В-четвертых, сельскохозяйственная диверсификация - активное развитие животноводства, и растениеводства, помощь госструктур в заключении прямых контрактов с зарубежными потребительскими сетями.
Итак, какие же секторы экономики становятся ведущими в новой экономической политике Азербайджана?
Агропром
В регионах Азербайджана ведется работа по созданию крупных фермерских хозяйств. Сегодня степень самообеспеченности страны по большинству наименований продовольственной номенклатуры колеблется в пределах 76-98%. В значительной степени этих показателей удалось добиться благодаря финансовой политике государства: субсидированный лизинг и "длинные" низкопроцентные кредиты. Недавно бывший министр сельского хозяйства России Виктор Семенов, ныне возглавляющий крупнейший агрохолдинг России "Белая Дача", в интервью российской прессе заявил о ряде проектов агрохолдинга в Азербайджане. По его словам, они стали возможны благодаря преимуществам местной кредитной политики, когда государство субсидирует крупные проекты сроком на 25 лет под 3-4% годовых.
Промышленность
Судостроение обозначено в числе наиболее перспективных направлений индустриального развития страны. Ключевым элементом стал введенный в эксплуатацию два с лишним года назад Бакинский судостроительный завод (БСЗ). К концу 2015 года здесь планируется спустить на воду первое из трех строящихся снабженческих судов. Недавно на доках судоверфи завершился ремонт крупнейшего на Каспии кранового судна "Азербайджан". Совокупный портфель заказов БСЗ уже достиг $440 млн. Вполне реально также увеличение прибылей за счет привлечения зарубежных заказов. В частности, в июне текущего года распоряжением главы государства началось формирование Гарадагского промышленного парка (ГПП) с судостроительной специализацией. Документ предусматривает также для будущих резидентов ГПП ряд налоговых и таможенных льгот, что должно повысить конкурентоспособность отраслевой продукции на внешних рынках.
Цветная металлургия. Недавно азербайджанская компания Det-Al на выставке Metal Expo-2015 в Москве заключила договор с российскими потребителями на сумму $70 миллионов. Det-Al будет экспортировать на российский рынок 30 тысяч тонн металлопрокатной продукции. Азербайджанская компания хорошо известна на металлургических рынках Италии, Турции, Белоруссии, Швеции.
Транспорт
Международные транспортные коридоры, проходящие по территории Азербайджана, способны принести от 5% до 10% ВВП в экономику страны. В частности, после соединения железнодорожных сетей и развития автодорог Ирана и России по проекту "Север - Юг" Азербайджан может стать полноценным транзитером для грузопотока из Персидского залива на Балтику и Черное море. Это в перспективе принесет бюджету страны дополнительные средства, поддержит средний и малый бизнес в секторе услуг. На пользу пойдет также реализация сотрудничества между Москвой и Тегераном в соответствии с подписанным в прошлом году меморандумом в рамках сделки, при которой иранская нефть обменивается на российские товары.
Телекоммуникации и новые технологии
Один из примеров развития ИТК - интернет торговля. В Азербайджане она растет почти в два раза быстрее темпов расширения розничного товарооборота, хотя и занимет пока доли процента. Развитие IT-технологий, вероятно, самое перспективное направление для формируемой системы технопарков и бизнес-инкубаторов Азербайджана. Важнейшей вехой в этом направлении стал подписанный в ноябре 2012 года указ президента Ильxама Aлиeва о создании Парка высоких технологий на острове Пираллахи, где планируется создать современные комплексы для проведения научных исследований, разработки новых информационных технологий и налаживания высокотехнологичного промышленного производства - азербайджанский аналог знаменитой Силиконовой долины. Идет работа по созданию инфраструктуры и материально-технической базы парка. Импульс развития доходит и до регионов. На мощностях Мингячевирского завода по производству компьютерной техники KUR создан инкубационный бизнес-центр. Первый резидент Мингячевирского бизнес-инкубатора - тайваньская компания Acer, уже начал работу.
Справка "РГ"
Британский аналитический центр The Legatum Institute обновил свой рейтинг, базирующийся на индексе процветания 142 стран мира. Азербайджан занял 71-е место в данном рейтинге по итогам 2015 года (в 2012 году страна занимала 94-е место, в 2013 году - 81-е, в 2014 году - 79-е место). В тройку лидеров входят Норвегия, Швейцария и Дания. Соседняя Армения заняла 93-е место, Грузия - 80-е в рейтинге.