01.12.2015 22:45
Власть

Турция не сможет закрыть Босфор и Дарданеллы для российских судов

В Черноморских проливах для России нет препятствий
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №272 (6843)
Вчера в СМИ появились тревожные сообщения о том, что Турция якобы притормаживает прохождение российских судов через проливы Босфор и Дарданеллы.
Читать на сайте RG.RU

Некоторые аналитики заговорили о том, что в ответ Турция может закрыть для наших военных кораблей и судов проход из Черного в Средиземное море и обратно. Масла в огонь подлили стартовавшие в конце прошлой недели учения береговой охраны Турции в Мраморном море. Кое-кто поспешил назвать это тренировкой по блокированию российского судоходства в проливной зоне. А вчерашнее известие, что судно ВМФ России "Яуза" во время прохождения Дарданелл в районе города Чанаккале встретило идущую встречным курсом в надводном положении турецкую подлодку, некоторые иностранные СМИ интерпретировали чуть ли ни как прелюдию к морскому инциденту.

К информационной атаке тут же подключился Киев. 30 ноября украинский Центр транспортных стратегий сообщил, что суда под российским флагом у входа в Босфор ходят зигзагами и кругами, в то время как корабли и транспорты других стран пересекают пролив без задержек. Дескать, все, ребята, началось...

РФ с 1 декабря ввела запрет на чартерные авиаполеты в Турцию

К таким явно провокационным сообщениями в Кремле и в военном ведомстве РФ относятся достаточно скептически. Напомним, что 28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для наших судов. В то же время Песков признал: степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Встречу в Дарданеллах российского военного транспорта с турецкой подлодкой наши генералы вообще не посчитали нужным комментировать. Информированные источники "РГ" в минобороны утверждают, что никакого инцидента в проливе не было. Судно шло своим ходом, лодка - своим. Более того, "Яузу", как того требуют международные протоколы, в проливе сопровождал катер береговой охраны Турции.

Что же касается якобы имевшей место задержки российских судов у Босфора, то, по мнению наших экспертов, если такой факт и имел место, то он вряд ли свидетельствует о злом умысле Анкары. Дело в том, что о своих маршрутах через проливы судовладельцы обязаны заранее оповещать турецкие власти. Те составляют график пересечения, и суда выстраиваются в очередь. Задержки действительно бывают, например, из-за большого скопления морского транспорта или когда проливы закрывают по погодным условиям. Хотя стопроцентно исключать провокационные действия Турции в отношении наших кораблей и судов с учетом нынешней ситуации, конечно, нельзя.

В Турции назвали возможные потери из-за разрыва отношений с РФ

Здесь важно иметь в виду юридическую сторону вопроса. Еще в 1936 году конвенция Монтрё установила суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами, а также ограничила нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств. Их общий тоннаж не должен превышать 30 тысяч тонн, а срок их пребывания ограничен 21 сутками. На страны, имеющие выход к Черному морю, к которым относится и Россия, эти ограничения не распространяются. "Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию, - это будет нарушением международного права и конвенции Монтре в частности, а ведь ее подписало большинство государств мира на тот период времени", - прокомментировал РИА Новости ситуацию с проливами бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. Он напомнил, что даже в период Второй мировой войны Турция, несмотря на давление со стороны Германии, соблюдала нейтралитет и не закрывала Босфор и Дарданеллы. Поэтому, уверен адмирал, и сейчас нет оснований полагать, что проливы будут перекрыты.

При особом желании Анкара может найти "лазейки" в этом документе. Так, статья 20 конвенции гласит, что во время войны, в которой участвует Турция, проход военных кораблей через проливы зависит исключительно от усмотрения турецкого правительства. А в статье 21 говорится, что это же ограничение возможно в ситуации, когда Турция считает себя, цитируем, "находящейся под угрозой непосредственной военной опасности". Но и здесь не все так просто. Наличие этой самой ситуации представителям официальной Анкары придется доказывать в ООН. Очень сомнительно, чтобы Организация Объединенных Наций при столь взрывоопасной обстановке на Ближнем Востоке согласилась признать потенциальным агрессором против Турции, например, Сирию. И уже тем более - Россию. А значит, закрыть для нас Черноморские проливы Анкара сможет в единственном случае: откровенно наплевав на международное право.

Мнение эксперта

Михаил Войтенко, эксперт по морскому судоходству, главный редактор издания "Морской бюллетень":

- Некоторые трудности, которые возникли у наших судов, - скорее всего, это предупреждение, такой тонкий намек со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией.

При этом юридически турки ничего не нарушают. Анкара пользуется законным правом усилить досмотр на границе. Поскольку есть там такой Центр контроля судов в проливе Босфор, который полностью контролирует все судоходное движение. Если этот центр говорит какому-то судну, которое подошло со стороны Черного моря, стой и жди, пока мы тебя пропустим, то судно будет стоять и ждать. И никуда оно не денется, поскольку не имеет права идти в Босфор без разрешения этого трафик-контроля. Это как в авиации.

При этом чем руководствуется этот центр, останавливая судно, - это сугубо его дело. Он всегда может сказать, что не пускал российские суда определенное время в пролив по соображениям безопасности мореплавания.

На все же претензии турецкие власти скажут, что они тут ни при чем. Якобы у Центра контроля движения свои требования к безопасности мореплавания, он их строго выполняет, вот и все, объяснят они. Вдобавок Турция может апеллировать к тому, что только тормозит российские суда, а не закрывает им проход через проливы.

Чтобы доказать, что это не так и что это предвзято, понадобится очень много времени.

Подготовил Иван Петров

Внешняя политика Турция