02.12.2015 20:33
В мире

Выборы на Украине показали раздробленность общества и скрытый протест

Выборы на Украине показали раздробленность общества и скрытый протест
Текст:  Павел Дульман
Российская газета - Федеральный выпуск: №273 (6844)
Местные выборы на Украине, первый тур голосования на которых прошел полтора месяца назад, юридически закончились только вчера, когда были оглашены результаты волеизъявления жителей Мариуполя. И уже имеющиеся результаты вполне подлежат оценке и систематизации.
Читать на сайте RG.RU
Подрыв ЛЭП в Крым обойдется Украине в 13 млн рублей ежедневно

С учетом того, что сами выборы проходили по смешанной системе и почти 72% из почти десяти тысяч избранных депутатов всех уровней - беспартийные самовыдвиженцы, некоего "официального" рейтинга партий от Центризбиркома Украины не существует. Но скрупулезным дифференцированным подсчетом все-таки занимались социологические службы. Так, по данным украинской исследовательской группы "Рейтинг", блок Петра Порошенко (БПП) , выступающий под вторым перспективным брендом "Солидарность", на этих выборах суммарно получил поддержку примерно 19% проголосовавших украинцев, "Батькивщина" Юлии Тимошенко - 12%. Такой же результат - 12%, но без учета голосования в полумиллионном Мариуполе, у "Оппозиционного блока". Далее следуют партии, получившие суммарно 5-7% голосов: "Самопомощь" львовского мэра Андрея Садового, Радикальная партия Олега Ляшко, националистическая "Свобода", партия "Украинское объединение патриотов" ("Укроп"), "Возрождение" и "Наш Край". Причем у львовской "Самопомощи" украинские наблюдатели предполагают рейтинг выше расчетного, поскольку партия не участвовала в гонке на ряде территорий из-за неразвитой партийной структуры.

Хотя политические симпатии большей части прошедших беспартийных самовыдвиженцев арифметически рассчитать сложно, можно уверенно предполагать, что при создании коалиций в советах всех уровней они распределятся пропорционально партийному "рейтингу", который, со всеми оговорками, можно воспринимать как некий правдоподобный срез политических симпатий украинцев.

Однако в этом случае интересны исключения и детали. Например, в Днепропетровском областном совете БПП - единственная сила, получившая представительство во всех советах, - занял только третье место (14%), проиграв "Оппозиционному блоку" (46%) и "Укропу" (25%). Но, скорее всего, в меньшинстве президентская сила не окажется - несмотря на оппозиционность в названии, бывшие "регионалы" сегодня гораздо ближе к Порошенко, чем иные члены парламентской коалиции и тем более "Укроп", с первыми лицами и спонсорами которого - Геннадием Корбаном и Игорем Коломойским, у президента сегодня жесткая конфронтация. Учитывая же, что мытьем и катаньем, откровенной покупкой голосов и запугиванием не только членов комиссий, но и иностранных наблюдателей мэрское кресло в Днепропетровске получил скандальный "укроп" Борис Филатов, конфронтация эта продолжится и политическая стабильность Днепропетровску и окрестностям не грозит.

Из Брянской области выдворили неумелого украинского шпиона

Схожая ситуация и в Одессе, где в горсовете БПП пришлось договариваться о коалиции с движением "Доверяй делам" победившего мэра Геннадия Труханова, до истерики неприятного пропрезидентскому губернатору Саакашвили. Компенсацию в виде первого места и спикера БПП получил в областном совете. Однако самым оглушительным поражением для официального Киева стала потеря Харькова. Действующий мэр Геннадий Кернес не только продлил свое пребывание на посту в первом туре, но и обеспечил непререкаемое большинство партии "Возрождение" в городском и областном советах. Фактически он стал полноправным хозяином области, способным позволить себе роскошь разговаривать со столицей на равных. Но это сила, имеющая под собой фундаментальную слабость: предвыборная идея Кернеса о создании особого экономического региона "Слобожанщина" не имеет поддержки в нынешнем парламенте, ее попросту некому поставить на голосование, а сам мэр законодательной инициативой не обладает.

Похожая ситуация в Закарпатье у клана Виктора Балоги (сам бывший глава президентской администрации, двое братьев, сын и кузен). Их партия "Единый центр" совместно с Партией венгров Украины не только отправила в оппозицию президентскую силу в облсовете, но и получила мэрский пост в стратегическом Мукачеве. БПП компенсировал эти потери, со скандалом и обвинениями в подтасовках заполучив большинство в горсовете "столичного" Ужгорода.

МИД: Нарушения прав человека на Украине не получают адекватную оценку ОБСЕ

В целом главным отличием нынешних выборов от всех прошлых следует считать потерю монополии на власть парламентских партий, которой их лишили сугубо региональные, новые или "возрожденные" проекты, как, например, "Возрождение", за которым многие на Украине склонны угадывать тень Коломойского, традиционно "разложившего яйца в разные корзины". Показательная цифра - всего 29 партий провели своих депутатов в советы разных уровней. Среди них есть в той или иной степени "сепаратистские", как та же Партия венгров Украины, "Наш край", "Черкащане", которые ставят интересы региональных общин выше государственных. С учетом грядущей "децентрализации", несущей умеренные бюджетные и политические вольности для регионов, это серьезный маркер и потенциальная угроза для Киева. Естественная "регионализация" политики, которую всегда готовы поддержать олигархи, заметна не только в Харькове, Закарпатье, Днепропетровске и Запорожье, но даже во Львове, где усиливаются "автономистские настроения". И потому упадок общенациональных партий, борющихся за Киев и транслирующих оттуда свою волю, - реальность завтрашнего дня Украины. Однако главным и угрожающим итогом, без сомнения, является явка - 46 процентов в первом туре и 34 - во втором. По сути настроения большей части населения Украины остались в тени, являются своеобразным "черным ящиком". И хотя явка на местных выборах традиционно невысока даже в стабильных европейских странах, в нестабильной и предельно политизированной Украине такой результат можно считать протестным голосованием.

Украина