03.12.2015 16:02
Культура

ВДНХ открыла выставочный сезон мультфильмами, самолетами и историей моды

ВДНХ открыла каток и выставочный сезон
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №275 (6846)
Каток на ВДНХ сразу оказался тем центром, вокруг которого закружилась не только спортивная и развлекательная жизнь, но и выставочная. По крайней мере три выставки, которыми ВДНХ открыло зимний выставочный сезон, расположились в павильонах, что совсем рядом с катком.
Читать на сайте RG.RU

В павильоне № 67 "Карелия" - проект "Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935". По другой стороне от катка - в павильоне №2 "Народное образование" - показывают выставку "(Не)реальные герои. Художники и персонажи "Союзмультфильма". А чуть подальше - в павильоне № 59 "Зерно" - проект "История моды: от авангарда к ГОСТу". Ставка на программу для семейного отдыха очевидна. Для пап и мальчиков - история авиации, для мам и девочек - познавательный экскурс в историю дизайна тканей, для самых маленьких - мультфильмы.

Выставка "(Не)реальные герои. Художники и персонажи "Союзмультфильма"

Расчет довольно точный. По крайней мере, если судить по тому, как на вернисаже чей-то ребенок в ожидании мамы "завис" перед экраном, где шел "Винни-Пух…" (причем с отключенным звуком). По крайней мере с детской аудиторией организаторы не промахнулись. Впрочем, на выставке "Союзмультфильма" есть что посмотреть и есть что вспомнить взрослым. В стеклянных витринах - куклы, "сыгравшие" в фильмах: от Чебурашки до Гоголя (из "Похождений Чичикова" 1974), на стендах - портреты того же Пуха, Малыша и Карлсона, Бременских музыкантов и многих других знакомых из нашего детства. Плюс - раскадровки, рисунки и "сцены" с декорациями и персонажами. Например, культового "Ежика в тумане" ("Совсем как в 3D", - важно заметил юный зритель).

Ставка на программу для семейного отдыха очевидна

Конечно, хотелось бы более подробного рассказа о каждом художнике анимации, более развернутые комментарии к фильмам и общей для всей экспозиции "сквозной" истории. Но, в конце концов, мультфильмы и их герои и "сами с усами" и способны увлекать зрителей. Что касается процесса создания мультфильма, то с ним помогут познакомиться бесплатные мастер-классы для детей.

Выставка "История моды: от авангарда к ГОСТу"

Выставка "История моды: от авангарда к ГОСТу" - об истории советского промышленного текстиля 1920-1960-х. Точнее, его дизайна. Это история, с одной стороны, соотносится с историей отечественного "левого" искусства, прежде всего супрематизма, конструктивизма. Так, эскизы тканей Варвары Степановой, Любови Поповой даны рядом с беспредметными композициями Надежды Удальцовой, Казимира Малевича, его учеников Николая Суетина, Константина Рождественского... С другой стороны, сопоставляется с историей западного дизайна. Например, эскизы платьев и пальто Любови Поповой 1924 года даются рядом с альбомом эскизов Сони Делоне того же 1924-1925 года.

3 декабря на Тишинке откроется выставка игрушечных медведей Hello Teddy

Наконец, смена орнаментов на штапеле, сатине, ситце служит индикатором смены эпох и идеологических веяний. Есть удивительные экспонаты, вроде платка середины 1920-х с портретом Ленина, выпущенным на Иваново-Вознесенской мануфактуре. За основу орнамента взята роспись блюда в античном духе. В центре портрет Ленина, а вокруг него закольцовывается монументальный фриз на классическом для античных ваз черном фоне, только вместо древнегреческих героев или вакханок тут шествуют по кругу рабочие и крестьянки с серпами, граблями и прочими орудиями производства. Вокруг этого "блюда" - вязь, имитирующая кружева. А по углам платка, в медальончиках, портреты Маркса, Энгельса, Троцкого и Калинина. Как обтрепанный этот платочек, даже с сохранившимся портретом председателя Реввоенсовета, дожил до наших дней, Бог весть. Но дожил же! Есть праздничная рубаха из атласа, нижняя часть которой (явно не от хорошей жизни) заменена простенькой тканью с производственным орнаментом, составленным из домен, печей, молота… Видно, эту часть закрывал сарафан, а рукава и плечи по-прежнему выглядели "как новые". Эта  рубаха больше говорит о своем времени, чем, скажем, постановочные фотографии тех же лет со счастливыми, нарядными, сверкающими улыбками  колхозницами.

К сожалению, поясняющий текст к  экспозиции впечатляет не столько информативностью, сколько лихими стилистическими перлами. Типа, "ткани Веры Скляровой… привнесли в женский быт яркость, романтику и мечты о хорошем конце". Но "мечта о хорошем конце" еще полбеды. Можно оставить это на совести автора, как и бойкий пассаж о том, что "автор памфлета Григорий Рыклин усомнился, что пышные тела колхозниц - достойный рупор тоталитарной пропаганды". Замечу лишь, что писать о "пышных" телах колхозниц 1933 года, когда после коллективизации и увеличения продаж зерна за рубеж в СССР был массовый голод, нужно обладать, мягко говоря, удивительной бестактностью.

Наконец, впечатлила информация о том, что "стиль new look - пышные юбки, изящные силуэты, тонкая талия - проникал в советскую действительность cо страниц Burda Moden…". Вообще-то журнал Burda Moden и в Германии-то стал известным году в 1952, а новый стиль Диора был продемонстрирован в 1947. Что касается России, то журналы Burda Moden появились здесь на русском в… 1987. Вероятно, профессиональные дизайнеры теоретически могли иметь доступ к западным журналам и в 1950-е, особенно после смерти "кремлевского горца". Но в этом случае профессионалы ориентировались бы на французские издания: Париж в то время оставался законодателем мод. Сам Диор, как известно, приехал с показом коллекции в Москву в 1959. Но к new look’у привезенные платья не имели отношения: new look к тому времени был далеко не нов.

Выставка "Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935"

Пожалуй, из трех только что открытых выставок на ВДНХ, самой внятной, целостной, блистательно сделанной стала "Авиация: утро новой эры. Россия, 1910-1935". Дело даже не в том, что здесь можно увидеть настоящий "фарман", на котором летали в начале ХХ века, в том числе во время Первой мировой. Воссозданный в масштабе 1:1 по чертежам Георгием Галли (Санкт-Петербургский университет гражданской авиации), с небольшим мотором за сиденьем пилота, открытый всем ветрам, он производит невероятное впечатление. Глядя на него, понимаешь, насколько отчаянными сорвиголовами должны были быть первые авиаторы, рисковавшими взлетать на этих хрупких "этажерках".

В Царицыно открылась выставка "Китай по-русски. XVIII - начало ХХ века"

Стремительное развитие авиации было, конечно, продолжением века важнейших научных открытий, кругосветных путешествий и триумфа естествознания. Неудивительно, что многие будущие конструкторы, как Игорь Сикорский или Александр Яковлев, зачитывались в детстве романами Жюль Верна. Кураторы смогли не только передать этот пафос первопроходцев, которым жили создатели авиации, но и показать, как драматизм истории влиял на судьбы людей.

Даже тех, кто знаком с историей российской авиации, здесь ждет много открытий. Например, показ фотографий макета и проекта самолета К-7, созданного по типу "летающего крыла". Между прочим, некоторые эксперты считают, что у этой идеи по-прежнему есть будущее. Создатель самолета К-7 Константин Калинин, выпускник Гатчинской военной авиашколы, летчик-офицер царской армии, был очень талантливым конструктором. Как писал академик И. Артоболевский, "вот были два великих авиаконструктора - Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома". Калинин был расстрелян через несколько лет после того, как К-7 разбился во время незапланированных испытаний. Отдельная история - судьбы летчиков во время Гражданской войны.

И, конечно, на выставке нашли отражение такие этапы развития авиации, ставшие важнейшими медийными событиями своего времени, как спасение челюскинцев, экспедиции Умберто Нобеля и перелет через Северный полюс. Осмотрев выставку, не забудьте дойти до экспозиции, посвященной легендарному "Як-42" и конструкторскому бюро Яковлева. Это часть авиационного проекта, но на отдельной площадке.

Музеи и памятники