06.12.2015 22:10
Авто

Экзамен на водительские права станет сложнее

Связи между обучением и экзаменом на права уже почти нет
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Столичный выпуск: №276 (6847)
Экзамен на права станет не только сложнее, но может стать настоящей дефицитной услугой. Так считают эксперты, которые обсудили в редакции "РГ" новую методику приема этого экзамена.
Читать на сайте RG.RU
Круглый стол в "РГ" на тему нового порядка получения водительских прав
Полисы ОСАГО будут проверять с помощью камер фиксации нарушений

По словам экспертов, этот документ ждут уже давно. Он завершает реформу подготовки водителей, которая была начата в 2013 году. Уже год автошколы страны работают по новым программам профессионального обучения. Первые результаты этой реформы уже есть. Заметное снижение количества аварий с начинающими водителями со стажем управления до 2 лет. За 9 месяцев этого года оно сократилось на 33,8 процента. Водителями мопедов - на 46,5 процента. Однако экзамены принимаются пока по-старому.

Татьяна Шутылева, президент Федерации объединений автошкол: Профессиональное сообщество очень ждет этот документ. В нем должен быть прописан новый качественный механизм приема экзаменов. Но регламент должен быть прописан четко. А в нем не установлен срок предоставления государством услуги в целом, а только отдельных ее частей. На каждый экзамен отводится по часу. 15 минут на прием документов. Итого: 3 часа 15 минут. Но ничего не говорится о том, сколько эта процедура займет времени в целом.

И чем это грозит для кандидатов в водители?

Шутылева: Cейчас экзамены начинаются с утра, а заканчиваются поздно вечером. а то и переносятся на несколько дней. Не предусмотрена возможность приема экзамена с использованием базы образовательных организаций. Хотя в постановлении правительства N1097 это предусмотрено.

То есть новая методика предусматривает прием экзаменов только на автомобилях госавтоинспекции?

Шутылева: Не только на автомобилях, но и на площадках ГИБДД. Но не у всех экзаменационных подразделений есть транспорт для приема экзаменов. Тем более для новых категорий, подкатегорий, которых не было ранее, - мопедов, скутеров, трициклов, квадроциклов. Да и площадок для проведения таких экзаменов - единицы. Например, скоростное маневрирование для категорий "М", "А" подкатегории "А1". Площадка должна быть длиной 80 метров, шириной 11 метров. Плюс зона безопасности 10 метров. По каким нормативам можно организовать такую площадку? В регламенте говорится, что если в каком-то подразделении нет необходимой материальной базы, то кандидат в водители отправляется в то подразделение, где эта материальная база есть.

Кандидата в водители отправят на экзамен в соседний регион?

Шутылева: Именно так.

Кто из производителей автомобилей больше всего заработал в России

Вячеслав Максимычев, зампред Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств: Регламент предусматривает отсутствие представителя автошколы в машине на экзамене, то есть собственника или представителя собственника. Если произойдет непредвиденная ситуация, кто и как за нее будет отвечать? Мы это уже проходили несколько лет назад, когда по требованию ГИБДД наши представители автошкол вынуждены были покидать свои учебные автомобили. Несколько аварий на экзамене - и эту тему закрыли. При новом порядке, машины, особенно автобусы, грузовики, которых сегодня в ГИБДД нет, автошколы предоставлять не будут. Либо ГИБДД должна будет срочно нарастить парк машин, либо отказывать в приеме экзаменов из-за отсутствия техники.

Вопрос к ДОСААФ. У вас, пожалуй, самое большое количество автошкол в России. Есть у вас такие площадки?

Александр Большаков, представитель ДОСААФ: У нас база большая. Но конечно, с категорией "А" будет много проблем. А для Московского региона это - неразрешимая проблема. Мы будем отказываться от обучения в каких-то подразделениях на мотокатегории. Потому что нам никто дополнительную землю не выделит.

Минтранс - главный потребитель услуг водителей. Ваше мнение?

Николай Виблый, начальник отдела методического сопровождения агентства автотранспорта минтранса: МВД вправе устанавливать те критерии, которые считает нужными. Но обучение всегда строилось под итоговую экзаменацию. Программы, которые согласовывались и с МВД, и с минтрансом, предусматривали получение определенного уровня знаний водителями, выполнения того или иного функционала. Сейчас экзаменация получается несколько оторванной, она отличается от того учебного процесса, на котором строилась. И здесь проблема не только образовательных учреждений. МВД устанавливает какие-то свои критерии. Мы как потребители заинтересованы, чтобы качественно проводилась экзаменация. Но связь между обучением и экзаменацией, должна быть.

Круглый стол в "РГ" на тему нового порядка получения водительских прав
Легковые авто