Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин обратил внимание, что фактическая нагрузка на бизнес выше, чем официальная. Она оценивается в 34,4%, но в действительности предприниматели платят больше, заявил Катырин. Это связано с тем, что в нашей стране, помимо обязательных налогов, бизнесу необходимо уплачивать разнообразные неналоговые платежи - страховые взносы, "за экологию", утилизационный сбор, торговый и т.д. Они не учитываются при расчете общего уровня налоговой нагрузки на бизнес, но являются обязательными. "Наравне с Налоговым кодексом возникла параллельная налоговая система, она состоит из нескольких десятков платежей, аналогичных налоговым, - заявил глава ТПП. - Каждый платеж со своими правилами расчета, уплаты, взыскания, возврата. Их общий объем, по нашим данным, может скоро составить до 1% ВВП".
При этом в бизнес-сообществе возникают большие сомнения в целесообразности таких платежей. Приводятся примеры, когда платежи вводятся, но не собираются. "Эти платежи не нужны и администраторам. От них больше головной боли и растрат, чем доходов. Нужно отчетные формы разработать и программный продукт, нужно выделить контролеров", - говорит управляющий партнер "Пепеляев Групп" Сергей Пепеляев.
Глава ТПП видит выход из ситуации в предложении президента. "В ежегодном Послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил: "Предлагаю создать единый целостный механизм администрирования налогов, таможенных и других фискальных платежей", - процитировал Катырин. Однако глава ФНС Михаил Мишустин не уверен, что президент имел в виду физическое объединение ФНС и ФТС в единый орган. "Разговор был об объединении наших систем. У нас есть подтверждение нулевой ставки НДС при вывозе товаров. У нас есть очень много вопросов во взаимодействии с ФТС: как сделать нормативно-справочную информацию, привязать ее к классификатору, в том числе к международным классификаторам. Но с точки зрения механического соединения об этом речи не идет", - заявил Михаил Мишустин.
Сергей Катырин со своей стороны напомнил, что кроме ФТС есть претенденты на передачу своих функций по администрированию платежей в ФНС. "Крайне важно, на наш взгляд, избегать произвольных решений при выборе администраторов одинаковых по своей сути платежей. Следует устранить дублирование функций разными администраторами платежей, как сейчас происходит со страховыми взносами", - заявил глава ТПП. В профессиональном сообществе до сих пор ведутся дискуссии о целесообразности администрирования страховых взносов несколькими внебюджетными фондами. "С точки зрения взаимодействия с бизнесом, конечно, проще иметь одну платежку, - отмечает Михаил Мишустин. - База-то одна - фонд заработной платы. На основе этой базы проще работать одному администратору". Налоговая служба не раз заявляла: было бы решение, а силы администрировать взносы есть.
Сергей Катырин также попытался донести до главы ФНС опасения бизнеса по поводу усиления борьбы с "однодневками" и наложением новых обязанностей на налогоплательщиков. Речь идет о законопроекте, которым в налоговую базу по НДС запрещается включать суммы по сделкам, целью которых был уход от налогообложения. Документ дает право налоговикам отказывать в возврате налога по формальным основаниям. "Например, когда документ подписывает неуполномоченное лицо. Хотя сама хозяйственная операция имела место быть. Налогоплательщику, по сути, придется выполнять обязанности налоговых органов и проверять подписи каждого контрагента", - заявляет глава ТПП. Фактически у бизнеса появится обязанность еще тщательнее проверять контрагентов.
"Можно и не проверять, - парирует Михаил Мишустин. - Но сложившаяся судебная практика будет стимулировать налогоплательщика к тому, чтобы он проявлял должную осмотрительность. Мы же не просто так это предлагаем, мы сделали электронный сервис, который позволяет проверить контрагента". Глава ФНС заявляет, что дело совсем не в достоверности подписи. Проверка права на возмещение НДС сегодня выведена совсем на другой уровень. ФНС запустила систему, которая проверяет всю цепочку НДС.
"Это позволило нам сформировать единый файл по всем транзакциям и перейти на 100% контроль по всем операциям, которые облагаются НДС", - сообщил Михаил Мишустин. Система построена на зеркальном отражении операций покупателя и продавца. Если компания заявляет налоговый вычет, то он должен быть равен налогу, уплаченному контрагентом. "С помощью технологии за 9 месяцев 2015 года в систему загружено около 5,2 млн деклараций по НДС. По результатам выявленных расхождений направлено автоматически в электронном виде налогоплательщикам свыше 360 тысяч требований о представлении пояснений", - говорит руководитель налоговой службы.
При этом ФНС продолжает сокращать количество выездных мероприятий. "Мы кардинально изменили наши подходы к контрольной работе. Она строится исключительно на экономическом анализе и риск-ориентированном подходе, - отмечает Мишустин. - Вы можете увидеть на нашем сайте 12 налоговых рисков. Каждый налогоплательщик может себя проверить".
Выбор налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода позволил налоговой службе существенно сократить число выездных проверок. "Если в 1990 годах мы проверяли каждого третьего налогоплательщика - а это 333 налогоплательщика из тысячи, то сейчас только четырех налогоплательщиков из тысячи", - сообщил глава ФНС. Охват проверками индивидуальных предпринимателей еще ниже - 1 из тысячи. По словам главы ФНС, к представителям малого бизнеса инспекторы приходят, только если предприниматели работают на общей системе и замечены в использовании схем ухода от уплаты налогов.