Радон - природный радиоактивный газ, продукт полураспада урана, рассеянного в земной коре. Он, как пояснили "РГ" на кафедре генетики КемГУ, отвечает за 50-60 процентов всей годовой дозы природного излучения и встречается повсеместно. Однако территории, в недрах которых залегают магматические горные породы (и к таковым относится Кемеровская область), представляют особый интерес.
Свою работу кемеровчане под руководством профессора Владимира Дружинина начали еще в 2004-м. Тогда, чтобы понять влияние радона на генетический аппарат человека, обследовали детей из города Таштагола, получивших облучение в домашних условиях.
- Наши дома служат своеобразными "ловушками" для газа, там его может скапливаться в пять-десять раз больше, чем в окружающей среде, - подчеркнул кандидат биологических наук Алексей Ларионов, чей проект по изучению генотоксических эффектов длительного низкодозового воздействия радона поддержал экспертный совет Российского фонда фундаментальных исследований, решив выделить на исследования в течение трех лет по 1,7 миллиона рублей. - И особенно это касается домов, построенных по энергосберегающим технологиям, которые обеспечивают максимальную герметизацию помещений.
Однако нельзя сказать, что в группе риска только энергоэффективные дома. Проблема радона проявляется случайным образом по всему миру, и невозможно предугадать, какой именно дом и в какой момент окажется в числе неблагоприятных. Потому уже в начале января 2016-го ученые КемГУ начнут поиск "горячих" точек выделения радиоактивного газа в городах Кузбасса. Первым делом выборочно обследуют многоквартирные дома в разных районах Кемерова, причем дома разных лет постройки, возведенные по различным технологиям. И в том числе частные одноэтажки на правом берегу реки Томь, где находятся старые шахты.