Подозрения ФАС вызвали, в частности, документы об оказании несвязанной поддержки воронежских аграриев в 2015 году - так называемом погектарном субсидировании. Эти выплаты призваны возместить сельхозпредприятиям и фермерам часть затрат на полевые работы, повышение плодородия и качества почв. На каждый гектар посевной площади выделяется определенная сумма. Департамент аграрной политики Воронежской области рассчитывал размеры субсидий по формуле, учитывающей количество скота в конкретном хозяйстве. В результате для тех, кто занят только земледелием, суммы были значительно ниже, чем у тех, кто параллельно держит коров, лошадей или овец.
- Выплата субсидии на оказание несвязанной поддержки в повышенном размере для сельхозпроизводителей, совмещающих растениеводство с разведением рогатого скота или лошадей, создает дискриминационные условия для их коллег, работающих исключительно в области растениеводства, для поддержки которого эта субсидия и предназначена, - пояснила начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко.
"РГ" обратилась за комментарием в правительство региона. Однако департамент аграрной политики передал через пресс-службу, что не может высказаться по существу, так как официально еще не получил предписание антимонопольной службы. Детали же субсидирования чиновники посоветовали отыскать в постановлении облправительства № 74 от 13 февраля 2015 года.
В самом постановлении изложен, правда, лишь общий порядок предоставления поддержки. Конкретные формулы есть в приказах профильного департамента. При расчетах к "голой" ставке предлагается плюсовать субсидии на гектар овощей и картофеля (по другой ставке) и на условное поголовье. Молочные коровы, например, учитываются "один к одному", коза или овца - как 0,1 головы, племенная лошадь идет за 3,5.
Таким образом, если хозяйство не выращивает овощи и не имеет своего стада, оно получает лишь базовую часть субсидии: 15,1 рубля из федеральных средств и 2,64 из региональных на каждый гектар. Площади, отданные под овощи, приносят порядка шести рублей на гектар. А та самая условная голова скота - 1121 федеральный рубль и 218 областных. Можно предположить, что не будь в этой формуле лишних слагаемых, деньги на несвязанную поддержку растениеводов распределились бы равномернее. И ставка погектарной субсидии для тех, кто только выращивает зерновые или овощи, была бы больше.
По сообщению ФАС, воронежским чиновникам предписано устранить неравенство. В отношении должностных лиц, допустивших "перекос", возбудят дела об административном правонарушении.
Антимонопольщики также обвинили в нарушении ФЗ о защите конкуренции правительство региона. Согласно его постановлению, в 2015 году растениеводы могли получить субсидии, только имея регистрацию на территории Воронежской области. Компании же из других субъектов РФ, ведущие здесь деятельность, оказались за бортом господдержки. По мнению антимонопольной службы, власти фактически ограничили право хозяйствующих субъектов выбирать место регистрации.
Объясняя логику ФАС, замглавы службы Андрей Цыганов напомнил, что предприятия агропромышленного комплекса создают рабочие места и платят налоги в муниципальный и региональный бюджет - вне зависимости от того, где зарегистрированы. Кроме того, площадь их земель учитывается при определении объема федеральных средств, выделяемых на несвязанную поддержку растениеводства. То есть, по сути, деньги поступают и на "варягов", однако доступ к ним оставили только для "местных". Теперь облправительству придется изменить свое постановление.
Претензии столичных антимонопольщиков коснулись и белгородских властей. В этом случае дело возбуждено "по признакам заключения соглашения с фондами и хозяйствующими субъектами, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на агропродовольственных рынках". Основанием стали результаты внеплановой проверки территориальных фондов продвижения продукции производителей и содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктуры и департамента АПК Белгородской области. Ревизоры обнаружили документ, из которого следовало, что по поручению губернатора и под контролем профильного департамента сельхозпроизводители, получавшие финансирование из казны, в 2014 году должны были вернуть часть денег во внебюджетные "копилки". В Фонд содействия - 1,6 миллиарда, продвижения - почти 1,3 (плюс 15 процентов от федеральных средств по экономически значимым программам - 177,6 миллиона). Сумма таких добровольных пожертвований превысила три миллиарда рублей.
ФАС установила, что эти поступления закладывались в проект облбюджета по отрасли сельского хозяйства. По большому счету, взносы аграриев - своего рода "благодарность" за субсидии - были основным источником пополнения обоих Фондов. А оттуда средства без конкурсных процедур распределялись по отдельным сельхозпроизводителям на щадящих (по сравнению с рыночными) условиях.
Чтобы мотивировать предприятия к пожертвованиям в Фонды, власти установили для них льготу по аренде сельхозугодий. В общем случае ставка равна рыночной. Если же предприятие согласно отчислять средства на ремонт и строительство дорог, то платит за гектар столько же, сколько стоит в среднем по области центнер пшеницы. К слову, в пресс-службе облправительства, как и в воронежском случае, спешить с комментариями не стали, сославшись на то, что "губернатор и члены правительства знакомятся с материалами дела".
Владимир Рохмистров, руководитель УФАС по Воронежской области:
- Мы неоднократно обращались через свой сайт к сельхозпроизводителям, которые потенциально являются получателями субсидий. Призывали не молчать, если есть какое-то ущемление прав. И в центральный аппарат ФАС поступили жалобы, ставшие основанием для проверок. Надеемся, новое руководство воронежского департамента аграрной политики прислушается к нашим рекомендациям. Субсидии - приоритетная сфера контроля. Средства на поддержку АПК выделяются большие, и условия ее должны быть абсолютно понятны и прозрачны. Чтобы играло роль объективное положение дел, а не наличие лоббистов.
В 2014 году у нас было дело, когда очень крупной компании безосновательно отказали в выделении субсидий. Сейчас власти наступили на те же грабли. Холдинг занимается растениеводством, приобрел мощности по переработке своего сырья - казалось бы, регион должен радоваться и помогать. А компания не получила субсидий, потому что у нее нет скота!
В Белгородской области наши коллеги из центрального аппарата ФАС тоже выявили ситуацию, когда поддержка была ориентирована на определенную группу хозяйствующих субъектов. Наши два региона, конечно, лидеры в аграрном направлении. Но если ты флагман - соблюдай закон, чтобы остальные на тебя равнялись.