- Иди сюда, умница! Вот же я, эй!.. - десятиклассница Алена Худякова пыталась привлечь к себе внимание робота, растерянно мигающего синими экранами - глазами. Гуманоид не отзывался. На его мониторе плыла надпись: "Извините, я могу вас не слышать. Слабый сигнал".- Мы выключили Wi-Fi, чтобы не сбивать настройки у соревнующихся роботов, а у этого система распознавания изображения и звука через беспроводной Интернет работает, - объясняют волонтеры фестиваля. - Вот включим, станет нормально общаться.
Роботы складывали кубики и шарики, двигались по сложным траекториям, поднимались в горку... Некоторые "не слушались". И тогда создателям приходилось их "вразумлять", корректируя алгоритмы на компьютере.
- Даже чтобы робот мог выполнять самые элементарные команды, надо написать программу. А это требует знаний, выходящих далеко за пределы учебников, - говорит главный судья соревнований Юлия Перевалова. - Не случайно принято решение приравнять наш фестиваль к предметной олимпиаде. Робототехника - это интеллектуальное творчество.
- Занятия по робототехнике у нас идут уже четвертый год, - рассказал тренер команды - победителя фестиваля из лицея Иркутского госуниверситета, профессор, заведующий кафедрой теории вероятности и дискретной математики ИГУ Олег Кузьмин. - Результаты радуют: ребята уже выступали и на всероссийских соревнованиях, и на международных - в Испании, Голландии, США. Показывают хорошие результаты. Но главное, конечно, другое: робототехника дает возможность развиваться талантам, учит ребят решать нестандартные задачи, работать в команде.
- Мне казалось, что борьбу за детское внимание мы проиграли гаджетам, - признался "РГ" ведущий научно-популярной программы "Галилео" Александр Пушной. - Но убедился - это не так. Дети готовы экспериментировать, что-то создавать самостоятельно. Робототехника - это то, что поможет отодрать школьников от планшетов. Или, по крайней мере, научит использовать их осмысленно, как инструмент решения технической задачи, а не как средство организации досуга.