Девушку зовут Ханна, она пребывает на домашнем обучении, не имеет друзей и целиком и полностью находится во власти деспотичного отца-социопата. Молодому Заку неприятный тип чудится злобным змием, заточившим его возлюбленную в неприступную башню (по вечерам из дома доносятся панические крики и звон разбивающегося стекла), себя он мнит не иначе как рыцарем-освободителем - и однажды решает совершить вылазку на территорию соседнего участка, захватив с собой новоиспеченного друга из местной школы. Почему девушка кричала, и что за посуду били, мы так и не узнаем, зато герои найдут шкаф с множеством таинственных тонких книжек, отчего-то застегнутых на замок.
Отсюда должна стартовать серия захватывающих квестов в духе "Джуманджи" - с постоянно настигающими героев опасностями и здоровым приключенческим окрасом. Того, вероятно, ожидает ознакомленный с трейлером зритель. Бигфут, вылезший из приоткрытой балбесом-приятелем Зака книги, валит заветный шкаф, выпуская наружу прочих монстров. Кажется, самое время развернуться экшну, очумелым погоням (вернее сказать, улепетываниям), а героям - обнаружить чудеса смекалки, действуя по озвученной в трейлере формуле "Если знать уязвимые места, мы сможем их обезвредить". Серия квестов, положим, в фильме есть, хотя и захватывающими их назвать трудно; экшн, допустим, тоже - довольно вялый и предсказуемый, ни для кого не смертельный (к чему принуждает постный рейтинг PG) и всегда очень локальный; очумелых погонь - от силы на две минуты. Однако даже самому непривередливому российскому зрителю "Ужастики" вряд ли придутся по вкусу, а чехарда, начинающаяся после опрокидывания шкафа, покажется сущей околесицей - по одной простой причине.
Для того, чтобы понять, почему "Ужастики", несмотря на слабую реализацию, кино в корне своем довольно остроумное, нужно иметь хоть небольшое представление о творчестве одного американского писателя. Роберт Лоуренс Стайн, сыгранный в фильме Джеком Блэком, - это реально существующий человек, автор серии книг Goosebumps (скорее "Мурашки", нежели "Ужастики") - хоррор-фикшна для детей и подростков. Фильм Роба Леттермана, теперь представленный на суд российскому зрителю, - это беспрецедентная попытка экранизировать разом все произведения цикла, вдобавок сделав самого писателя главным героем. Если уяснить это для себя перед сеансом, можно приятно удивиться некоторой самоиронии и, в какой-то мере, находчивости, с которыми создатели отрабатывают задуманный план. Зритель же, ничего об Р. Л. Стайне не ведающий, а завлеченный в кино где-то виденным трейлером, рискует попросту не понять, что к чему.
"Ужастики", не оказавшись в состоянии нормально разработать "адвенчурный" элемент или (об этом позже) устроить действительно смешную комедию, делаются больше похожи на исповедальную, временами до смешного эгоцентричную автобиографию, где крупным философским вопросом становится случайно оброненное одним из отроков "Зачем такое вообще писать?". И в то же время, несмотря на замашки на имплицитные смыслы, это по всем параметрам кино категории "С", глупое, предсказуемое, с не бог весть какой актерской игрой и не вполне удавшимися спецэффектами (гигантский богомол и качок-волк, к примеру, вышли благовидными разве что на постере). В центре сюжета здесь зияет огромная дыра: создатели даже не пытаются объяснить, почему чудища со страниц книг Стайна материализовались - ни особым магическим даром писателя, ни попробовав обратить историю их оживания в метафору. И даже если "Ужастики" - это своеобразное высказывание о силе воображения (а интерпретировать их таким образом зачастую очень хочется) - выходит, что высказывание по большому счету бессвязное и нечленораздельное.
Очень жаль. Ведь в фильме, помимо беготни от монстров с дальнейшим их усмирением, существует по-настоящему трогательная, повернутая в неожиданном ключе любовная линия, которая с другой стороны оборачивается - как бы обойтись без спойлеров - драмой в отношениях бездетного папы Карло и его полена. Жалко в этом фильме и комедию, в которой действительно тонкие и остроумные (хотя и эгоцентричные) шутки оказываются погребены под тоннами не пошлого, но банального и запросто прогнозируемого юмора. В одной из сцен герой Джека Блэка разыскивает в охваченной паникой школе безопасное место для написания очередной книги, долженствующей объединить всех монстров на своих страницах - и забредает в актовый зал, где недавно ставили пьесу по мотивам "Сияния". Он садится за выставленный на сцене стол и в декорациях, изображающих отель "Оверлук", начинает стучать по клавишам печатной машинки - как вам? А с обратной стороны медали - двое слабоумных полицейских и упитанная тетя Лоррейн с шаблонной несуразной влюбленностью в самого Стайна.
2.5