Программа эта, как уверяют ее создатели, уникальна. Она появилась как ответ на просьбы, в том числе из стран СНГ, прислать молодых преподавателей русского языка и литературы из России. Огромная потребность в изучении этих предметов есть и в школах Киргизии. Причем в последние годы родители стараются отдать своих детей именно в русскоязычные учебные заведения. Особенно явно эта тенденция видна на юге республики. К примеру, в Оше в некоторых школах обучается в два раза больше детей, чем положено.
Объясняется этот факт тесными культурными, гуманитарными и экономическими связями между Киргизией и Россией. Поэтому даже несмотря на то, что количество русскоговорящих граждан КР уменьшается в связи с их выездом преимущественно в РФ, а ареал применения великого и могучего сжимается, желающих изучать язык Пушкина все равно много.
- Русский язык открывает молодым людям практически все двери в науку и образование. Поэтому интерес к его изучению в стране сохраняется, и в будущем он будет только расти. Но, к сожалению, имеются проблемы с его изучением в регионах, особенно в школах отдаленных сел. Проблемы эти связаны как раз с отсутствием грамотных преподавателей, - посетовал ректор Киргизско-Российского cлавянского университета Владимир Нифадьев.
Конечно, по его словам, программа "Послы русского языка" - именно так она называется - решить эту проблему раз и навсегда не сможет. Однако с ее помощью удастся установить тесные связи с тем же институтом Пушкина или минобразования РФ. "В дальнейшем сотрудничество будет развиваться и обязательно приведет к положительным изменениям в этой сфере", - отметил ректор.
Главная задача, которая стоит перед участниками программы, - влюбить в Россию весь мир. Для того чтобы это произошло, будущие филологи, историки, педагоги и журналисты из вузов РФ планируют посещать не только страны СНГ, но и государства дальнего зарубежья. В течение недели ребята будут ежедневно проводить уроки русского языка и литературы в пятых-седьмых классах средних школ. Есть, правда, одно "но" - волонтеры общаются со школьниками не как учителя с учениками, а в неформальной форме.
- Мы читали стихи известных поэтов, рассказывали народные сказки, вместе пели песни на русском языке. Так легче и быстрее расположить детей к себе, - говорит один из волонтеров Алексей Лоскутов.
Алексей - студент третьего курса факультета истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. "В проекте решил участвовать потому, что такая идея мне лично понравилась. И вуз меня поддержал. Отбор в программу, кстати, состоял из нескольких этапов. Сначала нужно было выполнить творческое задание. По итогам отобрали около 170 человек из 1000 претендентов. Потом - мастер-классы, насыщенные лекции, подготовка в институте Пушкина. В результате осталось 74 участника", - рассказал Алексей.
Киргизию как страну пребывания он выбрал сам. "В республике отдыхали мои друзья. Они остались довольны. Мне также сказали, что русский язык хорошо знают на севере страны, а на юге с этим есть проблемы. Что до меня, так, конечно, было бы лучше попасть туда", - отметил он.
Но на юг ребята в этот раз не попали. Им достались семь школ, расположенные в Чуйской области КР. Однако, как сказал Алексей, он ничуть не жалеет об этом. "Школьники встретили меня дружелюбно. Уровень знания русского языка у них действительно хороший, поэтому проблем с пониманием материала не возникло. Поэтому мы решили больший акцент сделать на преподавании основ русской культуры и традиций", - сказал он.
А директор школы, в которой преподавал Алексей Лоскутов и трое других волонтеров, Татьяна Буртная, между тем, отметила: минус этой программы только в том, что она чересчур короткая.
- У ребят все получилось хорошо. Они знают, что делать, как вести себя со школьниками. Читали стихи, пели песни. С помощью фольклора рассказывали детям о России. К сожалению, продолжалось это всего четыре дня. Этого мало. Во-первых, нам пришлось "ужимать" учебный процесс. А во вторых - наши учащиеся хорошо знают русский язык. Вот если бы волонтеры попали в глубинку, в школу в отдаленном селе, то им было бы сложнее. В таком случае за четыре дня установить контакт с детьми было бы тяжело, а научить за это время многому едва ли возможно. Поэтому инициаторам программы стоит подумать, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, - объяснила она.
Возможно, что именно на этот момент и обратят внимание создатели уникального проекта, когда будут анализировать итоги реализации программы. Пока же известно, что в будущем планируется увеличить количество волонтеров от 74 до нескольких тысяч. Расширится и география стран, куда они отправятся рассказывать о России.
Марс Сариев, политолог:
- После распада СССР Киргизия пережила культурный упадок, русский язык стал вытесняться из обращения. Но киргизский приспособлен лишь для бытового общения - в семье, селе, небольшом коллективе. Он даже не дает доступа к современным средствам коммуникации, в первую очередь Интернету. Властям Киргизии следовало бы разработать грамотную политику двуязычия, где русский и киргизский языки могли бы спокойно сосуществовать и развиваться, а все граждане - иметь возможность их изучать. Однако над этим никто из чиновников не работает. Видя это, простые граждане страны берут заботу о детях в свои руки и стараются привить им любовь к русскому, давая тем самым шанс на достойную жизнь.
Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ:
Понятно, что некоторые позиции русский язык в СНГ сдал. И чтобы их вернуть, надо использовать новые технологии и методики преподавания русского языка. В итоге было принято решение о создании совета по русскому языку при правительстве РФ и портала "Образование на русском", которые успешно работают. Экспедиция "Послы русского языка в мире" - составная часть этих новых технологий. И мы рады, что в СНГ и мире спрос на них есть, и он растет. Ведь педагог, пусть он и носитель русского языка в Таджикистане, Китае или Аргентине, приехал и уехал, а портал работает всегда. Он адаптируется к разным странам и ситуациям, а в послах мы видим навигаторов этого способа изучения и продвижения русского языка и культуры.