10.12.2015 12:32
Культура

В Екатеринбурге завершился фестиваль современного танца "На грани"

В Екатеринбурге завершился фестиваль современного танца "На грани"
Текст:  Лилия Мальгина
Российская газета - Федеральный выпуск: №281 (6852)
24 спектакля, 15 премьер, 32 хореографа из Европы, США и России. Несколько площадок, полные залы, громкий резонанс в публике и в критике. С таким итогом в Екатеринбурге завершился VII Международный фестиваль современного танца "На грани".
Читать на сайте RG.RU
Фестиваль современного танца "На грани"

Его программа отличилась обилием имен, жанров, стилей, тем. Свои работы представили "Балет Евгения Панфилова" и "Балет Москва", танц-компания "Диалог-данс" и Челябинский театр современного танца Ольги Пона, "Эксцентрик-балет" Сергея Смирнова, дуэт Zonk’a - всех не перечислишь! А еще был совместный проект "Франсданс" - премьеры российских танц-компаний, с которыми работали французские хореографы. Были спектакли для детей.

Какие тенденции намечаются в мире contemporary dance, что волнует хореографов и что ждет современный танец в России? Об этом наша беседа с арт-директором фестиваля Ларисой Барыкиной.

Знаменитый Театр на Таганке откроется после ремонта двумя премьерами

Можно ли сказать, что этот фестиваль появился на Урале поздно?

Лариса Барыкина: Первый фестиваль прошел в 2008 году, когда время героических первопроходцев жанра уже миновало. Зато народилось следующее поколение танцующих contemporary, появились новые хореографы, возникли иные тенденции - кто-то должен был все это отслеживать! Это искусство в России все еще очень молодо и только нащупывает свою идентичность. По-прежнему идут споры, что считать современным танцем, а что - современным балетом? Есть ли у него национальные особенности? По каким критериям его оценивать, на что опираться, если каноны классического балета сюда не вписываются? Вопросов много….

Большинство коллективов современной хореографии существуют в свободном формате. Почему нет поддержки от государства?

Лариса Барыкина: Наверное, искусство современного танца для властей не так репрезентативно, как, например, академический балет. Тем не менее, и в Екатеринбурге и в Свердловской области неплохо развита грантовая система. Правда, кому из хореографов повезет, неизвестно, а когда денег нет - жить можно только за счет работы "на стороне". При этом современный танец, за редким исключением, не может развиваться в рамках стационарного театра. Дайте танц-компании здание, финансирование, госзадание, что она с этим будет делать - играть на сцене в ежедневном режиме? Так что большинство танц-театров существует в проектном варианте, и лишь те, что зарекомендовали себя еще в годы становления жанра, получили какой-то статус.

Тем не менее, сегодня не танцует только ленивый!

Лариса Барыкина: Да, танцуют и в телевизоре (все эти танц-шоу и танц-конкурсы), и на улице (мощное развитие получили все разновидности стрит-данса), и в клубном формате. Много танц-школ для желающих, бизнес-леди с увлечением разучивают сальсу. И конечно, в театре. Пластическая стихия захватила и драму. В московском театре имени Пушкина, скажем, хореограф и режиссер Сергей Землянский, некогда танцовщик театра "Провинциальные танцы" Татьяны Багановой, ставит с драматическими актерами интересные пластические спектакли. То же самое делает Анжелика Холина в театре Вахтангова. Они популярны у московской публики, но, как правило, не попадают ни в одну из номинаций премии "Золотая маска" - они как бы вне формата. Но как тенденция - очень показательны. Следить за тем, как работают драматические актеры в экстремальной ситуации, когда они лишены их главного выразительного средства - слова - невероятно увлекательно. Гораздо интереснее, чем за вялыми творениями иных представителей современного  танца. И как отборщику фестиваля, и как эксперту "Золотой маски", мне приходится смотреть очень много. Иной хореограф с трудом выжимает из себя раз в год хоть что-то - и тогда я думаю: а своим ли делом он занимается? Не хочу никого обидеть: бывают у художника и творческие кризисы, и периоды накопления, и взлеты, но… хореограф Евгений Панфилов, юбилею которого был посвящен наш нынешний фестиваль, в год выдавал по 6-7 спектаклей! Глубоких, неоднозначных, блистательных и абсолютно разных. Успевал ставить и танцевальные шоу, потому что до 2000 года его театр был частным и жил за счет самоокупаемости. Но затем предлагал своим поклонникам серьезные концептуальные работы.

Владимир Путин встретился с попечителями Мариинки

Есть ли у современного танца границы?

Лариса Барыкина: Границы, флажки, каноны и "славные традиции" - это не про него. В отличие от других видов театра, он не интерпретирует конкретный классический текст, он лишен нарратива и построен на вольных ассоциациях, подтекстах, внутреннем эмоциональном сюжете. Современный танец предельно поляризован: он может быть представлен изощренно развитой хореографией, а может быть невероятно напряженным физическим театром, где собственно танца его в привычном представлении - нет. В этом широком спектре он и существует сегодня - в том числе и на фестивале "На грани".

Какие у него перспективы в России?

Лариса Барыкина: Уже когда мы затевали фестиваль, мне было понятно, что contemporary dance в России не станет тем, чем он является на Западе. Для него не построят зрительных залов, не возникнет развитой инфраструктуры и господдержки, и он не будет признан равным опере, балету, драме, кино. Но я предполагала - и это подтвердилось, - что contemporary dance стал самой крутой лабораторной площадкой для экспериментов, поиска новых выразительных средств, невербального художественного языка, богатым полем для визуализации смыслов и взаимодействия со всеми жанрами творчества. Сюда интересно заглянуть всем - театралам, киношникам, современным художникам, аниматорам, музыкантам. Именно такой танец, который всегда на грани с чем-то иным, сделан талантливо и хоть немного, но меняет зрителя, - я и пытаюсь представить на фестивале.

Музыкальный театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь