В этом случае, пообещала она, ЦБ снизит ключевую ставку на одном из трех ближайших заседаний совета директоров, то есть не позднее 30 апреля. А пока ЦБ продлил взятую в сентябре паузу - в пятницу его совет директоров решил, что лучше перестраховаться и оставил бизнес даже без символического подарка к Новому году.
Из-за резкого торможения инфляции должен произойти перелом в настроениях россиян - сейчас их инфляционные ожидания растут, и это стало для совета директоров одним из главных мотивов оставить ставку на уровне 11 процентов.
Ставка снизится еще в первом квартале (в январе или в марте), но лишь на 0,5 процента, за этим последует соразмерное снижение ставок по кредитам и депозитам, прогнозирует главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. В пользу этого свидетельствуют риторика ЦБ и ожидаемое замедление темпов инфляции, которое даст гораздо больше пространства для маневра в денежно-кредитной политике. К этому нужно прибавить, что ЦБ в начале года ожидает сокращения процентов по кредитам на 0,3-0,6 процента как "эхо" еще июльского снижения ключевой ставки.
В целом за 2016 год ставка в несколько приемов снизится на 1,5-2 процента, уйдя к однозначной цифре, считает эксперт. А за этим последуют и остальные процентные ставки в экономике. Но это только если сбудется базовый прогноз ЦБ, основанный на расчете (или надежде?), что цена нефти будет колебаться вокруг 50 долларов за баррель. При этом в ЦБ более сдержанно, чем в минэкономразвития, оценивают потенциал экономики при таких ценах и предрекают, что в этом случае ВВП все равно продолжит сокращаться, хотя и не скачками - на 0,5-1 процента в 2016 году против 3,7-3,9 процента в 2015-м (как видно, прогноз по этому году ЦБ улучшил на десятые доли процента).
Есть еще рисковый сценарий, просчитанный по среднегодовой цене нефти в 35 долларов за баррель, недавно казавшийся маловероятным. В последние несколько месяцев он стал более актуальным, сказала Набиуллина. В пятницу, когда баррель Brent упал ниже 39 долларов впервые с 2008 года, такое предупреждение не выглядело преувеличением. И ЦБ понизил оценку ожидаемого при таком раскладе спада экономики с 5 до 2-3 процентов, в частности, под влиянием успехов в импортозамещении на рынке продовольствия и в химической промышленности. В рисковом сценарии снижение реальных зарплат будет сопоставимо с утратами нынешнего года.
Устойчиво сверхнизкие цены на нефть потребуют более высокой траектории ключевой ставки - в этом случае ее снижение вообще маловероятно в 2016 году, полагает Лисоволик. Выплаты по внешнему долгу компаний, пик по которым год назад стал одной из главных причин валютного кризиса, уже угрозы не представляют и давить на курс не будут - у компаний свободной валюты накоплено достаточно, а график погашения долгов стал более равномерным, показывают опросы бизнеса.
Никакого кризиса в банковской системе нет, заочно поспорила глава ЦБ с президентом Сбербанка Германом Грефом, который дважды заявлял, что Россия переживает мощный банковский кризис. Начался рост кредитования реального сектора, банки очень тщательно выбирают заемщиков, депозиты населения растут, объяснила свою позицию Эльвира Набиуллина. Оценку по оттоку капитала в этом году (это в основном выплаты по внешним долгам) ЦБ пересмотрел с 70 до 58 миллиардов долларов, прогноз по следующему году стал тоже радужнее (53 вместо 58 миллиардов). При этом с точки зрения международных инвесторов премия за риск на Россию уже снизилась, приблизившись к уровню других стран со схожей структурой экспорта, а в третьем квартале текущего года впервые с 2010 года наблюдался чистый приток частного капитала в страну.
Помимо нефти, через валютный курс могут сказаться на ценах геополитические факторы и решение ФРС США повысить свою базовую учетную ставку - произойдет это, как ожидается, 16 декабря. Влияние ограничений на импорт из Турции, которые вступят в силу с 1 января, ЦБ называет незначительным и краткосрочным и оценивает (при условии быстрого замещения запрещенного продовольствия) в 0,2-0,4 процента, внедрение системы сбора платы с грузовиков-"двенадцатинников" отзовется, по подсчетам ЦБ, в два раза слабее.