- В госзакупках доля российских препаратов из Перечня жизненно необходимых и важнейших уже составляет 69%, - сообщил заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб. - А по программе "7 высокозатратных нозологий" она достигла уже 45%, хотя еще пять лет назад составляла не более 5%. А это все препараты сложные, требующие создания огромной технологической структуры. И она, согласно госпрограмме развития медицинской и фармацевтической промышленности, усилиями правительства и компаний была создана.
Благодаря господдержке и частным инвестициям в отрасли пришло более 120 млрд руб., открыты новые заводы и производственные линии - как с российским, так и с иностранным участием, созданы фармкластеры в нескольких регионах. Наши компании освоили новые компетенции по производству самых современных препаратов. Принят целый ряд постановлений правительства, касающихся развития здравоохранения и фармацевтики. Утверждена "дорожная карта" развития иммунобиологической промышленности. На будущие годы предусмотрены и новые меры поддержки производителей - специальные инвестиционные контракты, субсидии для разработчиков новых препаратов, преференции для производств полного цикла и для компаний, которые будут работать на экспорт.
- Благодаря процессу импортозамещения мы смогли на 100% локализовать производство всех лекарств, необходимых для защиты человека от особо опасных факторов, - дополнил перечень достижений заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Виктор Назаров. - А это значимая часть обеспечения безопасности страны.
Представители российских фармкомпаний рассказали, как выполняют задачи по локализации лекарств и вакцин, осуществляют трансфер технологий от зарубежных партнеров и какие продукты в ближайшее время смогут выпускать для российских пациентов. И не только российских.
Мы планируем выходить и на рынки других стран, - заявил президент компании "Нанолек" Владимир Христенко. - Но движение должно быть поступательным - от простого к сложному.
- Наша компания уже поставляет свои вакцины в Белоруссию, Киргизию, предприняли первый опыт поставок в Иран, - дополнила президент компании "Петровакс Фарм" Елена Архангельская.
О том, что заключен и договор о строительстве российского иммунобиологического предприятия в Никарагуа, где ждут наши препараты, рассказал участникам сессии заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой. Есть у российской фармы и возможности выйти на другие рынки Латинской Америки.
- Если мы хотим развиваться, то просто обязаны идти на экспорт, - подхватил тему генеральный директор компании BIOCAD Дмитрий Морозов. - Мы видим большой интерес к нашим препаратам и у арабских коллег, и в Юго-Восточной Азии.
Есть подобные амбиции и у производителей российской высокотехнологичной медицинской техники - компьютерных томографов, рентгеновских установок и т.п. Об этом рассказали председатель совета директоров компании "Медицинские технологии" Анатолий Дабагов и генеральный директор НИПК "Электрон" Александр Элинсон.
- Постановление правительства об ограничении участия иностранных компаний в торгах по госзакупкам медицинских изделий при наличии двух и более отечественных производителей, которое называют "третий лишний", имело фантастические последствия, - поделился Александр Элинсон. - Даже те компании, которые говорили: "Зачем что-то выпускать в России?", буквально побежали инвестировать в локальное производство. Наши производственные линии полностью загружены, и есть большие планы по развитию. Мы с 2003 года экспортируем нашу продукцию более чем в 30 стран. Пройдя опыт партнерства, сделали вывод: надо сотрудничать не с глобальными компаниями, а со средними - они заинтересованы в нашем рынке, и с ними можно не копировать уже известное, а создавать продукт следующего поколения и с ним выходить на экспорт. Главное - соответствовать международным стандартам и иметь интеллектуальную собственность.
- Мы видим, что появился реальный спрос на инновации со стороны государства, - подчеркнул председатель совета директоров компании "ХимРар" Андрей Иващенко. - Надо только прикладывать больше усилий для создания коммуникаций между разработчиками новых идей и производителями.
Дискуссия получилась долгой и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, оптимистичной - по всему видно, у российских производителей появился не только опыт успешного бизнеса, но и кураж добиваться большего.