15.12.2015 00:44
Экономика

В РФ снизилось финансирование государственных закупок

Компании отказываются от масштабного строительства
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - Государственно-частное партнерство: №49 (1028)
Сайт госзакупок свидетельствует, что финансирование государственных закупок падает, да и количество заключенных государственных контрактов уменьшается.
Читать на сайте RG.RU

"В первую очередь это сигнал к тому, что государство уменьшает инвестиции во все, в том числе в инфраструктуру. Из этого формируется потребность в том самом ГЧП и в частном инвестировании, исходя из которого сам механизм приобретает некие жизненные контуры, - заявил председатель совета директоров "Транспроект Групп" Виталий Максимов на XII Федеральном инвестиционном форуме. - Сейчас инвесторов по деньгам больше, причем они в основном российские. Конечно, есть определенные сложности с доступом длинных денег. Но есть определенная тенденция, которая, с нашей точки зрения, пока является таким трендом - плюс-минус".

Правила госзакупок в рамках СНГ утвердят в 2016 году

Количество инфраструктурных проектов, в которых большая доля капитальных затрат приходится на новое строительство или существенную реконструкцию (автомобильных дорог, мостовых сооружений, различного рода социальных объектов), уменьшается. Инвесторы не очень-то и готовы вкладывать в капитальное строительство, в проекты ГЧП. При этом доля тех, кто готов вложиться в большой объем высокотехнологичного оборудования, наоборот, растет. Объясняется это в первую очередь тем, что те компании, которые занимаются поставкой оборудования, начинают смотреть на проекты государственно-частного партнерства как на определенный рынок для своего дальнейшего развития. К такого рода проектам можно отнести не только видеофиксацию правил дорожного движения и отрасли здравоохранения, но и сферу жилищно-коммунального хозяйства, когда проекты не требуют существенных капитальных затрат на новое строительство, реконструкцию, а само оборудование является высокотехнологичным и, главное, дорогим.

"Государственно-частное партнерство как одна из форм проектного финансирования, которое основано на специальных проектных компаниях, на самом деле очень выгодно, - уверен исполнительный директор департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Алексей Шевченко. - В прошлом году после введения санкций и падения нефтяных цен было принято постановление правительства РФ N 244, которое предоставляет государственные гарантии по ряду проектов, реализуемых на принципах проектного финансирования. Плюс появляется возможность рефинансирования долга в Центробанке по ставке 11,5 процента годовых. Акционер получает повышенную доходность, долг становится дешевле и больше идет на акционерные вложения".

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик обратила внимание на то, что в XXI веке появились новые инвесторы в мировую инфраструктуру. Не только инвестбанки начинают предлагать страховым организациям возможности, но и инвестиционные фонды, влияющие на создание новых продуктов и новых форм. Сегодня в России не хватает в первую очередь инструментов, которые соответствуют возможностям и потребностям существующих инвесторов и имеющихся в стране денег.

Госорганы будут закупать только российские программы

Мало инвестиционных проектов, в том числе региональных, которые сегодня с точки зрения институционального инвестора, по сути, являются новым классом инвестиционных активов. "Негосударственные пенсионные фонды, которые прошли через программу акционирования, попали в систему страхования, включили в свои портфели облигации концессионера, вызвали неоднозначную реакцию и у регулятора, и у других регулирующих органов - министерств экономического блока, - рассказала Светлана Бик. - С одной стороны, понятно, что средства НПФ надо активно вкладывать в инфраструктуру, а с другой - при проверках НПФ все инвестиции в инфраструктурные облигации, в частности в облигации акционеров, были расценены как саморискованные".

Разрыв между тем, куда должны направляться средства НПФ, и методическим инструментарием, которым они контролируются, очень большой, и его способны преодолеть не все участники рынка. Если НПФ инвестирует в облигации концессионеров, риск в том, что НПФ как инвестор не в состоянии оценивать и контролировать риски долгосрочного проекта. По концессионным проектам у инвестора нет возможностей для независимого анализа. Кроме того, рейтинг ценных бумаг не покрывает особенностей проектного финансирования, и для проведения рейтингов проектов недостаточно информации о реализации самого концессионного проекта. Необходимо дополнительное раскрытие информации по концессионным проектам.

НПФ готовы вкладывать средства и в объекты, и в оборудование. И это колоссальный потенциал для долгосрочных инвестиций в инфраструктуру. В индустрии НПФ скопилось два триллиона рублей. Но есть одна особенность - под деньги институциональных инвесторов необходимо четко структурировать проект", - отметила Светлана Бик.

Бизнес