Пушкина не стало в возрасте 37 лет, Лермонтова - в 26. По нынешним меркам - это не возраст для писателя. "Дебют" несколько лет назад увеличил возраст участников конкурса до 35. С чем связано сегодняшнее позднее становление писателей?
Арслан Хасавов: Каждый человек индивидуален, и литераторы не исключение. Есть длинный ряд классиков, проживших гораздо дольше Пушкина и Лермонтова, поэтому вдаваться в этом плане в крайности мне кажется неправильным. Тем не менее некоторые профессиональные навыки совершенствуются с течением времени и это демонстрируют многие авторы "Дебюта" - там, где раньше было талантливо и только становится талантливо и профессионально. Если руководствоваться известным правилом 10 000 часов - именно столько времени нужно потратить на любимое дело, прежде чем твое имя станет нарицательным, - то сделать это в совсем юном возрасте практически невозможно. Любой талант требует долгой и, как правило, трудоемкой огранки, прежде чем он по-настоящему засверкает.
Премию "Дебют" вы получили за сборник "Отвоевывать пространство". До этого номинировались на этот конкурс трижды. Конкурс действительно помогает молодым писателям - открывает закрытие до этого двери?
Арслан Хасавов: Я, как оказалось, человек достаточно упертый. И хотя к любым премиям отношусь спокойно, тем не менее, я, похоже, вошел в азарт и взятие "Дебюта" - самой престижной молодежной литературной премии постсоветского пространства - стало для меня возможностью доказать профессиональному сообществу, своим близким и себе самому свое право, что называется, на существование в пространстве литературы.
Вот-вот выйдет ваша книга "Смысл" - повесть с одноименным названием и несколько рассказов. В одном из интервью вы сказали, что это "юношеские попытки понять смысл Земли". С момента написания прошло около 5 лет... Это все та же повесть или переписанная, доработанная?
Арслан Хасавов: Действительно, повесть "Смысл" уже знакома некоторой части читателей, но это, скорее, круг профессионалов от литературы, ведь ее первое издание было в большей степени презентационным - в широкую продажу книга тогда так и не поступила. За прошедшее время я немало публиковался в периодике с новыми текстами, но желание доработать эту повесть меня буквально преследовало. В конце концов я сделал это - выходящий сейчас текст обновлен едва ли не полностью.
На обложке изображен цветок анемон. Что он означает?
Арслан Хасавов: Анемон - очень красивый цветок. В повести он играет роль символа вновь создаваемого политического движения и символизирует искренность порывов героя - взбалмошного и самоуверенного молодого писателя Артура.
Рассказы, вошедшие в книгу, тоже давно написаны? Они ведь отчасти автобиографичные. Насколько они отражают вас сегодняшнего?
Арслан Хасавов: Рассказы написаны в разное время - некоторая их часть относится к периоду написания "Смысла", другие появились совсем недавно. Часть этих текстов публиковалась в "толстых" литературных журналах - "Дружбе народов", "Неве", "Юности", другие еще ни разу не издавались. Сейчас мне 27 лет и издание сборника прозы - важный этап в моей литературной карьере, но останавливаться я не планирую и продолжаю активно работать.
Сборник "Отвоевывать пространство" недавно вышел отдельной книгой. Название с претензией. Почему?
Арслан Хасавов: Название взято из одного из текстов сборника и как нельзя лучше отражает его настроение. Я знаю немало примеров, когда люди получают желаемое не только без надрыва, но порой и не прикладывая особых усилий. У меня же все всегда шло непросто - уж не знаю, в чем тут дело, но жалеть себя считаю последним делом - сложности, как известно, закаляют.
В книге есть тексты о ваших поездках в Сирию, эссе о литературе, просто зарисовки из жизни. Работа журналистом в "горячих точках" - это вам интересно?
Арслан Хасавов: Поездки в "горячие точки" для меня - своеобразная форма побега от себя. Это, безусловно, очень рискованная и самонадеянная, но все же возможность взбодриться в ситуации, когда все вокруг начинает казаться обыденным и малоинтересным.
Кроме того, это способ разобраться в ситуации, имеющей общемировое значение - амбициозная журналистская задача. За свои репортажи из Сирии, к слову, я был удостоен первого приза Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников.
В одном интервью вы сказали, что хотели бы выпустить книгу в "Редакции Елены Шубиной". Почему многие (если не большинство) писателей стремятся работать именно с ней?
Арслан Хасавов: Это связано, прежде всего, с ее стилем работы с авторами и рукописями. Она едва ли не самый заинтересованный читатель, с которым я когда-либо сталкивался. Кроме того, ее редакция уделяет немало внимания маркетингу и рекламе - не в последнюю очередь благодаря этому выпущенные ей книги попадают в фокус внимания широкой общественности.
Есть уже, что ей предложить: над чем сейчас работаете?
Арслан Хасавов: Мы обменялись серией писем. Сейчас работаю над новым романом, одним из первых читателей которого, надеюсь, станет Елена Данииловна.
Вы возглавляете литературную студию НИУ "Высшая школа экономики", а еще факультативом преподаете журналистское мастерство в школе. С кем интереснее работать: со школьниками или студентами?
Арслан Хасавов: Учительство хорошо вписывается в традиции русской литературы. Многие писатели так или иначе преподавали - это связано, в первую очередь, с тем, что ты имеешь возможность заниматься тем, чем тебе нравится.
Кроме того, преподавательская занятость несравнимо ниже, чем у сотрудников разного рода офисов - остается время для творчества. На данном этапе мне интереснее работать со школьниками - я заряжаюсь их энергией, мне нравится их любознательность и непробиваемый оптимизм.
Герой повести "Смысл" явный нарцисс. Фраза "Какая личность!" звучит там рефреном. Он ничего не делает, только читает книги и мечтает стать великим писателем. Возможно, он даже талантлив…. Но вот как-то все же ленив. "Мне, безусловно, великому, но еще неоткрытому писателю нужно взбудоражить этот мир. А что мне сделать? Как мне заставить говорить о себе, спорить о моей личности?" Есть ли рецепт: как стать заметным, какие советы вы даете юным писателям?
Арслан Хасавов: Я бы не стал накладывать вымышленного персонажа на реальную жизнь. У каждого свой путь, но, пожалуй, главное в этом деле не только талант, но и целеустремленность. Нужно не терять интереса к жизни и, конечно, много работать. Это, в первую очередь, установка самому себе, так как советов стараюсь не давать - просто не имею на это права.