15.12.2015 14:40
Экономика

В Ульяновске обсудили "революционные" технологии для авиапрома

Текст:  Виктория Чернышева (Ульяновск)
Неделя авиационных инициатив в Ульяновске стартовала с важного мероприятия - семинара главных конструкторов и технологов. Речь во время дискуссии шла о возможностях применения передовых решений и расширения использования современных программ проектирования, которые могут произвести настоящую "революцию" в отечественном самолетостроении.
Читать на сайте RG.RU
Строительство топливозаправщика Ил-78М-90А в Ульяновске

О том, чем завершился диалог конструкторов и разработчиков, рассказал заместитель главного конструктора, директор ульяновского КБ ПАО "Туполев" Станислав Рыжаков.

В Ульяновске стартует Неделя авиационных инициатив

Станислав Рыжаков: Важность этого мероприятия несомненна. Все дело в том, что мы с не очень большой скоростью, но постепенно приходим к необходимости оперативно реализовать процесс разработки какого-либо элемента (самолета, корабля, тепловоза - не важно) в промышленности, в качестве готового изделия. Технология, выстроенная сегодня, заключается в простой линейной схеме. Конструктор спроектировал, передал на завод чертеж, на его основе технологи создали некие процессы, затем идет процедура создания инструментов оснастки, организационные процессы. И спустя длительное время выходит готовая продукция.

Цикл длинный, неэкономичный, затягиваемый. Чтобы уйти от этого процесса, нужно внедрять передовые разработки. С компанией Dassault Systems мы говорили о новой разработке - так называемом информационном облаке. В нем находятся решения, разные по времени. Когда возникает процесс создания чего-то общего, конструктор из "кубиков" собирает облако, передает его предприятию, оно из этого же облака формирует свою процедуру и технологическую часть. Это приводит к тому, что время всего процесса разработки и ее внедрения сокращается разы. А самое главное, уменьшается количество участников процесса.

Как итог - разработка быстрее доходит до производства, быстрее появляется продукция. Предприятия быстрее производят оборачиваемость продукта, экономика выстраивается совершенно другая. Мы как можно быстрее должны перейти на эти "рельсы" - для этого совместно должны решить поставленные сегодня задачи.

На сколько именно можно сократить процесс разработки самолета благодаря этим инновациям?

Станислав Рыжаков: Сегодня самолет с нуля делается в пределах 10 лет, этот срок можно уменьшить в два раза. Это фантастика, но вполне реализуемая.

Применяются ли подобные технологии за рубежом?

Станислав Рыжаков: Да, это, например, "проект 787" компании Boeing и А-350 Airbus. Более ранний пример - широкофюзеляжный самолет Airbus Beluga. За пять лет разработчики смогли кардинально изменить конфигурацию воздушного судна, которое было взято за основу.

В России, увы, пока таких примеров нет. МС-21 в пять лет не уложился, уже идет 10-й год с момента начала работы, строится только первый опытный самолет. До того, как будет запущено серийное производство, пройдет еще несколько лет. Мы по-прежнему идем длинным путем, задействовав многих людей.

А в чем причина такого отставания? До сих пор не было подобных отечественных разработок?

Станислав Рыжаков: Да, наших разработок такого широкого масштаба пока не было. Сегодня активно прорабатывается возможность создания российской части продукта. Появляются современные решения, например, АСКОН. Тем важнее сегодня увязать российский продукт с европейским, чтобы пройти путь ошибок быстрее и легче. АСКОН показывает хорошие характеристики, учитывает чисто российскую специфичность современных технологических и производственных процессов. Отторжения его не будет, опираясь на него, мы можем продвинуть процесс, заставить его работать на благо.

Опыт же, который мы приобретаем от Dassault Systems - это шаги будущего для наших разработчиков. Они должны общаться между собой, чтобы видеть цель, чтобы появилось желание быть первыми.

Когда можно ожидать внедрения такой разработки на отечественных авиазаводах?

Станислав Рыжаков: Спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, пока трудно. Хочется верить что это произойдет довольно быстро. Мы уже опробовали АСКОН на новых технологиях, элементах конструкции. Одним из первых, кто сможет "примерить" передовые технологии, может стать и ульяновский авиазавод "Авиастар-СП": он один из мощнейших и сильнейших авиапредприятий России, с громаднейшей разноплановостью. Только по одному Ильюшину здесь проглядываются три проекта, плюс мощная кооперация с МС-21. Не сошел с рельсов и Ту-204: каждый самолет - это произведение искусства. Таким образом, я надеюсь, что перемены нас ждут уже в ближайшие пять - семь лет.

Авиатранспорт Ульяновск Средняя Волга