Он породил новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить проблему со здоровьем у себя дома, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное и своевременное обследование и лечение. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет здравоохранение развиваться более быстрыми темпами.
Интерес к сектору медицинского туризма в России достаточно высок. Около 6,2 млн русскоязычных пользователей "Яндекса" ежемесячно ищут актуальные предложения медицинской помощи за границей. Например, только с запросом "лечение в Германии" ежемесячно обращаются к поисковику 10 тысяч человек.
Обеспеченные граждане России сейчас выбирают страны, демонстрирующие высокий уровень надежности оказываемых медицинских услуг. Лидирующие позиции в списке стран, популярных среди этой категории российских туристов, занимают Израиль (45%) и Германия (20%). Повышенный интерес и доверие к медицине этих стран обусловлен, по мнению экспертов, отсутствием языкового барьера, относительно близким географическим расположением (для Европейской части России), а также высоким статусом, закрепившимся за медицинскими успехами этих стран. Далее по популярности идут Сингапур, Швейцария, Франция и страны Восточной Европы, такие как Польша, Венгрия, Чехия, Литва и другие.
Наиболее востребованными на протяжении многих лет остаются услуги в таких областях, как кардиология и кардиохирургия, трансплантология, глазная хирургия, онкология, ортопедия, пластическая хирургия, нейрохирургия, то есть все те области, которые требуют наличия современного оборудования и актуальных технологий аппаратного лечения и диагностики.
Наряду с этим во многих российских регионах действуют мощные медицинские научные школы, имеющие самые различные специализации. Это создает потенциал для того, чтобы регион зарабатывал на существующей научно-практической базе. Нехватка либо полное отсутствие необходимой инфраструктуры - современных медицинских центров и клиник с высокотехнологичным оборудованием - блокируют возможности для развития.
Что делать руководству региона в случае, когда имеющаяся научная база в сфере здравоохранения не работает в полную силу, а состояние бюджета не позволяет создать нужную инфраструктуру? Ответ один: звать на помощь бизнес! Если региональные управленцы мыслят категориями современной экономики, то действовать нужно именно таким образом. Современные медицинские центры может построить бизнес. Руководству субъекта нужно лишь пойти ему навстречу и поддержать частную инициативу, возможно, через формат государственно-частного партнерства. Тем более что принятый недавно Федеральный закон о ГЧП упростил жизнь всем участникам проектов в формате государственно-частного взаимодействия.
Формат ГЧП выгоден всем. Руководство региона в условиях тотальной бюджетной экономии, не делая существенных инвестиций, получает качественную инфраструктуру здравоохранения на своей территории. Предприниматель, вложившийся в строительство и развитие медицинского центра, видит перспективы своего бизнеса. Но главное, в выигрыше должны быть пациенты, которым окажут качественную медицинскую помощь бесплатно, если медицинское учреждение работает в системе ОМС (обязательного медицинского страхования).
При такой конфигурации становится возможным привлечение пациентов из соседних регионов и даже из других стран. Учитывая сложившуюся ситуацию с курсом рубля, лечиться в России выгодно и достаточно дешево при высоком качестве лечения. Например, удаление катаракты в российских частных клиниках стоит в разы дешевле, чем в европейских.
Развитие как внутреннего, так и внешнего медицинского туризма может принести бюджетам регионов десятки миллиардов рублей. Мировой рынок медицинского туризма сегодня оценивается экспертами в 500 млрд рублей.
Примером региона, в котором медицинский туризм имеет успешное развитие, можно назвать Республику Татарстан. Здесь реализуются маркетинговые технологии привлечения пациентов, совершенствуется обслуживание. Плюсами коллеги из Татарстана считают сложившийся положительный имидж российской медицинской профессуры. Первоочередные проблемы, которые планируется устранять, это недостаточное развитие маркетинга и сервиса, дилерской цепочки. В ближайшем будущем в регионе планируют разработать и принять соответствующую госпрограмму.
Чтобы практика развития медицинского туризма в российских регионах пошла "на поток", в первую очередь необходимо желание руководства регионов и адекватное отношение к предпринимателям. Кроме того, важно тиражировать успешные примеры и формировать качественную базу регионального законодательства в части проектов ГЧП.