Законопроект содержит нормы, которые должны оградить работодателей от избыточного внимания контролирующих органов. "Эти поправки позволяют повысить качество оценки вредных производственных факторов, эффективность использования результатов такой оценки. Законопроект, в частности, касается форм отчетности о соответствии рабочего места требованиям охраны труда, а по рабочим местам, где уровень вредных производственных факторов признан допустимым, можно будет отчитываться просто в декларации", - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев при рассмотрении законопроекта на заседании правительства. Глава кабмина отметил, что это станет дополнительным стимулом для тех работодателей, которые обеспечивают у себя безопасные условия трудовой деятельности.
Также законопроектом уточняется порядок определения перечня вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, в отношении которых не проводится процедура идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов. "Сейчас этот порядок детально не прописан", - отмечает Наталия Куркина, руководитель отдела кадрового администрирования аутсорсинговой компании "Интеркомп". Его введение позволит определить базовые действия экспертов при составлении перечня факторов, подлежащих исследованиям и измерениям. "Теперь специальная оценка условий труда должна упроститься, ведь чем четче рамки контроля и надзор, тем меньше оснований для разночтений", - считает адвокат Владимир Постанюк.
Законопроектом вводится обеспечение защиты информации, составляющей государственную и другую охраняемую законом тайну. Часто такие сведения необходимо передать в составе результатов специальной оценки условий труда. Предложенные в проекте закона нормы призваны защитить данные, составляющие тайну, от несанкционированного доступа.
Законопроект расширяет перечень сведений, которые должны содержаться в реестре организаций, занимающихся проведением специальной оценки условий труда. "Эти сведения дополняются информацией о наличии филиалов и представительств, - говорит Наталия Куркина. - Это делается с целью дальнейшего формирования рынка качественных услуг в сфере охраны труда и исключения фактов занятия деятельностью по оценке условий труда организациями, не соответствующими требованиям законодательства и не проходившими установленную законом процедуру допуска к занятию данным видом деятельности".
Также регламентируется вопрос использования в ходе специальной оценки условий труда методик исследований и измерений, утвержденных федеральными органами исполнительной власти и не аттестованных в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений. Законопроектом устанавливается переходный период до 31 декабря 2020 года, в течение которого эти методики должны быть аттестованы и внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
"Изменения в основном технические, - отмечает Наталия Куркина. - Выявленные недочеты нельзя назвать критическими. Поэтому кардинальных перемен не произойдет. Для бизнеса спецоценка будет частично упрощена. Но будет и незначительное усложнение в виде необходимости предоставлять больше данных для реестров и обеспечения защиты информации, содержащей государственную или иную тайну".