Среди великих первооткрывателей в науке немало тех, кто сегодня не смог бы рассчитывать на золотую медаль выпускника. Например, Альберт Эйнштейн в гимназии не был в числе первых учеников. Высший балл в его аттестате - только по истории, алгебре, геометрии и физике. Блестяще сдав математику, он провалил экзамены по ботанике и французскому языку, и двери Высшего технического училища в Цюрихе оказались перед ним закрыты. И кто знает, как бы сложилась судьба будущего лауреата Нобелевской премии по физике, если бы не его страсть к естественным наукам.
В России более полувека существует уникальная система отбора и поддержки одаренных детей, позволяющая им еще в школе прикоснуться к большой науке. О том, как распространить этот опыт на ребят, живущих вдали от мегаполисов, как увлечь их новыми знаниями, рассказывает директор Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ), доктор физико-математических наук Николай Яворский.
По своим правилам
Николай Иванович, СУНЦ НГУ, известный также как Физико-математическая школа НГУ, работает с 1963 года. Изменились ли за эти годы принципы работы?
Николай Яворский: Неизменным осталось практически все, что было задумано нашими отцами-основателями - Алексеем Ляпуновым и Михаилом Лаврентьевым. Например, прием учащихся путем отбора победителей на Всесибирских физико-математических и химических олимпиадах. Наши образовательные программы по-прежнему частично университетские, а частично - школьные. Основным назначением СУНЦа остается углубленная подготовка талантливых школьников к учебе в ведущих вузах по физико-математическим специальностям.
СУНЦ НГУ нацелен на фундаментальную подготовку с целью более раннего вхождения молодежи в науку. Подобных учебных заведений в России всего четыре, и кроме Новосибирска они есть в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Их главное отличие - в том, что это структурные подразделения ведущих университетов, которые принадлежат к сис-теме высшего профессионального образования. Еще один принцип, который удалось отстоять в неизменном виде, - в СУНЦ преподают научные сотрудники Академгородка.
Почему не учителя?
Николай Яворский: Если мы хотим, чтобы наши ребята занимались наукой, то они должны получать ее из первых рук, а заинтересовать могут лишь те, кто сам это делает. Ученые рассказывают не только то, что написано в учебниках, но и о том, какие ошибки были совершены при поиске ответов на главные вопросы, касающиеся строения Земли, космоса, веществ и их взаимных превращений. То есть о том, что изучает система естественных наук.
Будущий исследователь должен сам пройти путь, который до него был пройден другими. Поскольку мы отбираем талантливых и мотивированных ребят, это означает, что нам требуются и более сильные преподаватели, способные сформировать соответствующее мировоззрение. Труд ученого требует большого напряжения, настойчивости и воли. Это могут передать только те, у кого они есть.
Прошло 52 года, и можно подвести итоги. И они впечатляют. У нас более четырнадцати тысяч выпускников, и каждый четвертый из них кандидат наук. Более пятисот докторов наук, есть члены Академии наук и ведущие научные сотрудники, директора институтов.
Нет знаний - нет инноваций
За полвека работы в СУНЦ накоплен огромный опыт. Как он используется?
Николай Яворский: Мы делимся им постоянно. Во время зимних каникул проводим курсы повышения квалификации учителей, и к нам приезжают до двухсот специалистов из разных регионов. Проводим ежегодные конференции. Сегодня мегаполисы продвинулись вперед по уровню оснащения школ, подбору преподавателей, а села и деревни отстают. Но очень многое зависит от личности учителя. И мы стараемся хотя бы частично восполнить этот пробел.
У нас работает заочная физматшкола по нескольким направлениям, мы обучаем всю Сибирь и дальнее зарубежье. Я приглашаю всех школьников в ней заниматься. Ребята, закончившие нашу заочную школу, успешно поступают в НГУ и другие ведущие университеты. Заочное обучение требует собранности и самостоятельности, но эти качества обязательно пригодятся и в жизни.
Конечно, хотелось бы распространить нашу систему специализированного образования на всю территорию страны. СУНЦы могли бы дистанционно оказывать методическую поддержку школьникам и учителям, которые хотят работать с одаренными детьми. С теми, кому интересно формировать будущих исследователей.
Сейчас идет смена поколений преподавателей, а опыт физматшкол нужно обязательно передавать и развивать. Мы хотим делиться нашими наработками и методическими приемами. Далеко не все школьнику можно дать из программы высшей школы. Важно и то, каким образом, в каком темпе обучать, как работать с разными ребятами.
В средней школе нужно повысить уровень подготовки по естественным дисциплинам?
Николай Яворский: Современное поколение отличается от учеников 70-80-х годов прошлого века. Память менее долговременна, снижена концентрация внимания, не хватает воли и целеустремленности. Одна из причин - информатизация. Зачем упираться и что-то запоминать, если можно погуглить и получить результат? От этого страдают интеллектуальные способности, и ребятам становится тяжело учиться. У них пропадает интерес к новым знаниям, и соответственно, нам сложнее становится их учить.
Культура мышления - это фундамент, на котором все держится. В этом смысле математика и физика нужны всем. Есть минимальный уровень, который должен быть у каждого, и он постоянно растет, поскольку требования к культуре мышления в технократическом обществе тоже повышаются. При помощи образования мы строим будущее детей. Какие основы заложим, таким будет результат в машиностроении, биотехнологиях, энергетике и других отраслях. Нужны новые инновационные технологии? Для этого необходимы открытия в физике, химии и биологии.
Минфин не слышит
Достаточно ли средств для того, чтобы заниматься и учебной, и научной деятельностью?
Николай Яворский: К сожалению, нет. Большая проблема - даже организация полноценного питания учащихся. Норматив - 140 рублей в день на человека - не меняется давным-давно. Я много раз поднимал этот вопрос, ведь нужно минимум в три раза больше. Но в министерстве финансов РФ нас не слышат. Это самая больная проблема. Только за последний год цены на продукты заметно выросли, а финансирование осталось прежним.
Раньше нас поддерживало Сибирское отделение РАН. Они брали на себя расходы по проведению летних школ, Всесибирской Олимпиады, содержанию наших зданий. Однако после реформы Академии наук это закончилось. Финансовые ресурсы нам выделяют НГУ и федеральный бюджет, но объем этих поступлений не меняется из года в год, несмотря на инфляцию. Правда, нужно сказать, что ресурсы на развитие у нас появились. Есть программа "Топ-100", по которой НГУ получает федеральные средства и часть передает нам. Например, университет поддержал проведение Всесибирской олимпиады, взял на себя проведение летней школы. Эта программа очень нас выручила.
Другая существенная поддержка пришла от министерства образования и науки РФ - три года подряд выделяется по тридцать миллионов рублей на программы развития. За счет этих средств мы улучшили оснащение лабораторий, начали осуществлять ряд проектов, в частности - "Открытую физматшколу". Это будет электронный ресурс дистанционного образования. Там собрано много интересного, и рассчитываю, что через год сможем его презентовать. Но в этом году финансирование заканчивается, а что будет дальше - не знаю. Во всяком случае, когда осенью министр образования Дмитрий Ливанов открывал новый корпус НГУ, он сказал, что физматшколы будут поддерживать. Надеюсь, это не просто слова.
Есть ли поддержка со стороны региона, общественных организаций?
Николай Яворский: Напрямую область не может финансировать федеральное учреждение, частью которого мы являемся. В свое время был создан Центр по работе с одаренными детьми, цель которого - и поддержка СУНЦ НГУ. С тех пор мы регулярно выигрываем гранты областного правительства. В настоящее время сотрудничаем с Центром развития творчества детей и юношества, в общем, стараемся привлечь дополнительные ресурсы всеми способами. Конечно, нужны средства для того, чтобы закончить ремонт общежитий, да и учебный корпус требует обновления, как и лаборатории. Правда, по химии у нас сегодня прекрасное оснащение.
В этом году в рамках Союза выпускников НГУ был создан Союз ФМШ. Возможно, когда эта организация заработает, у нас появится дополнительная поддержка, но пока, честно говоря, работаем только на энтузиазме и тех финансах, которые удается привлечь. Однако учебный центр развивается, и если говорить про те десять лет, что я являюсь его директором, то многое удалось изменить к лучшему. Хотя сделать нужно еще больше.
Что нового появляется в последнее время в СУНЦе?
Николай Яворский: В этом году мы создали лабораторию инженерного конструирования и робототехники, и проект ведут талантливые выпускники НГУ. Там очень интересные наработки, и, думаю, в будущем мы организуем на эту тему инженерные игры. Будут соревноваться не только роботы-футболисты, но и машины, способные решать более сложные задачи. Это новая точка нашего развития.
Из интересных начинаний - участие в работе образовательного центра "Сириус" в Сочи, созданного на базе олимпийских объектов Образовательным фондом "Талант и успех" по инициативе президента России. Центр был открыт в 2015 году, уже состоялось несколько смен, была проведена олимпиада по экспериментальной физике. Наши ребята завоевали на ней золото и серебро.
С 1 по 24 февраля 2016 года там пройдет смена для учеников Уральского и Новосибирского СУНЦев. Причем ребята будут учиться по четырем предметам сразу - физике, математике, химии и биологии. Мы пригласим ребят из других школ Сибири, Дальнего Востока и Урала. Сейчас ведется набор, и, если кто-то заинтересуется, еще можно попасть в команду.
Современные школьники могут гораздо больше, чем мы думаем. Если их заинтересовать, дать возможность проявить себя, они горы свернут. Главное, чтобы им было интересно учиться, и это - наша основная задача.
На правах рекламы