Ранее представитель министерства экономики Италии Федерико Айхберг сообщил, что власти против автоматического продления санкций. А премьер-министр Маттео Ренци не исключил пересмотра санкции в ближайшие месяцы.
Господин Алессандрелло, но у Италии давно есть право вето. Что мешало им воспользоваться?
Розарио Алессандрелло: Обстановка изменилась, и другие европейские страны, - такие как Франция, Испания, тоже не согласны с продлением санкцией. К сожалению, самые негативно настроенные против России - это страны Балтии, Польша. Германия с сомнением относится к санкциям, поскольку ее бизнес страдает от экономического ущерба. В любом случае единодушия среди стран Евросоюза в отношении продления санкций нет. Да и Соединенные Штаты Америки могут натягивать веревку только до определенного момента. Поэтому всем придется в ближайшее время искать компромисс.
Сильно ли отразились санкции на итальянских бизнесменах?
Розарио Алессандрелло: Еще бы! За два года они потеряли 3 миллиарда долларов. Двойной удар получила обувная промышленность. Снизился экспорт сумок, кожгалантереи. 50 процентов винограда из Сицилии и региона Апулия, поставлялся в Россию, виноградари там многие обанкротились.
И на какие страны сегодня переориентируется ваш?
Розарио Алессандрелло: Итальянцы в отличие от французов и немцев, стиснув зубы, упорно держатся за все свои ниши на вашем рынке.
Один из наших известных концернов купил в России два завода по производству автопокрышек, вложил в их модернизацию 200 миллионов евро, в этом году вложит еще 200 миллионов евро, тем самым обеспечивая 10 процентов российского рынка зимней авторезины.
Другая итальянская компания организовала в Калуге производство снегоочистительного транспорта. А компания с итальянским капиталом планирует вложить около 200 миллионов рублей в создание плантаций в Адыгее - внедряются итальянские технологии при закладке яблоневых садов, по выращиванию риса, орехов, овощей, пряностей. Наши компании готовы построить заводы по производству высокоточных металлообрабатывающих станков нового поколения, летательных дронов.
В Москве вы встречались с министром иностранных дел Сергеем Лавровым. О чем шел разговор?
Розарио Алессандрелло: О том, что итальянские компании продемонстрировали свою твердую позицию по поводу санкций. Итальянский бизнес попытался пойти в обход, переместил производство ряда товаров в Турцию, чтобы проще было завозить их для российских партнеров.
Но теперь, к сожалению, и этот канал закрыт. Мы обратились к министру Лаврову с просьбой смягчить таможенные условия по доставке итальянских компонентов, произведенных в Турции. Иначе наших бизнесменов ждет новый кризис. Я надеюсь, что Россия пойдет на уступки, видя, насколько итальянцы верны ей. Около 500 итальянских компаний работают на российском рынке, 80 компаний - с итальянским капиталом. Наши предприятия участвуют в новой индустриализации России, а это технологии, ноу-хау и, как итог, выпущенная в РФ продукция - и для страны, и для внешних рынков.
Кстати, осенью 2014 года в Милане состоялась презентация 12 российских регионов.
Почему только 12?
Розарио Алессандрелло: Российские регионы неравнозначны по своему экономическому развитию, не каждый обладает потенциалом и способностями участвовать во внешнеэкономической деятельности.
Есть несколько основных элементов, которые делают территорию привлекательной. Это наличие особых экономических зон. Новая тенденция - технопарки. Они решают правовой аспект - в чьем владении территория, как будет эксплуатироваться. Он должен быть безупречен для иностранцев с точки зрения защиты инвестиций.
Почему особая экономическая зона настолько привлекательна? Она имеет развитую инфраструктуру и материальную, и нематериальную. Уже готовые мосты, дороги, связь. И - нематериальные блага: Интернет на очень хорошем уровне развития, отлаженные правила подключения к газу, воде, свету. Регионы, где доступ к ним либо затруднен, либо слишком дорого стоит, как правило, наши компании не рассматривают.
Какие отрасли интересуют итальянских бизнесменов в России?
Розарио Алессандрелло: Пищевая промышленность. Производство воды - во всем мире это сейчас привлекательное направление.
В России очень много водных источников, но по качественным характеристикам они уступают итальянским. Во-первых, повышенное содержание соли, во-вторых, нет технологий, чтобы качественно бутилировать воду. У нас есть такие установки.
Так, в России появятся совместные предприятия по производству воды? А что с сырами?
Розарио Алессандрелло: Переговоры ведем с Краснодарским и Ставропольским краями. А вот размещать линии по производству моцареллы, бурраты, пармиджано в России невозможно, потому что моцарелла должна быть изготовлена из молока буйволиц. И не просто буйволиц, а тех, которых выращивают в регионе Кампания, неподалеку от Неаполя.
Пришлось бы потратить годы, чтобы разместить в России такое животноводство, выращивать такую породу буйволиц. И все равно это будет всегда похожий, но не итальянский оригинальный продукт.
Надо идти другим путем: закупать оборудование, технологии, обучать специалистов. Но эти продукты не должны иметь итальянских названий, а продаваться под российскими брендами. При своем высоком качестве это будут все же российские оригинальные продукты, а не имитация итальянских. Кстати, монахи Валаамского монастыря получили нашу технологию, производственную линию и производят уже что-то похожее на моцареллу. Им надо просто придумать свое название, пусть это будет российский бренд. Хорошо развивается совместный бизнес в кондитерском деле, в хлебопечении. Перспективен для сотрудничества мебельный сектор.
В России второй год составляют национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах. Заметны ли вам, иностранцам, усилия властей по улучшению делового климата?
Розарио Алессандрелло: Все, что касается регионов, должно быть точно и научно обосновано. Это очень важно для иностранного бизнеса. Рейтинг Агентства стратегических инициатив делается на таком уровне. Мы даже готовы взять на себя дистрибьюцию в Италии этого рейтинга.