24.12.2015 00:07
Культура

Елена Рубцова: Стихи моего отца задевают сокровенное в человеке

В канун 80-летия Николая Рубцова на вопросы "РГ" ответила дочь поэта
Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №292 (6863)
Скоро на календаре русской поэзии - рубцовский январь. Первый месяц года навсегда связан с Николаем Рубцовым. 3 января он родился, 19 января - погиб. За 45 лет, прошедших со дня трагической гибели поэта, опубликовано немало воспоминаний о нем. Но почти все они оставляют какое-то досадное впечатление. Так много случайного, необязательного, а чего-то самого главного не сказано. С разговора об этом начался наш разговор с Еленой Николаевной Рубцовой, дочерью поэта.
Читать на сайте RG.RU

Елена Рубцова: ...- Наверное, передать в воспоминаниях главное в человеке слишком трудно. Может быть, даже невозможно. Поэтому, мне кажется, искать моего отца надо не в мемуарах современников, а в его стихах.

Вы живете в Петербурге и, наверное, не часто бываете в родных вологодских краях...

Елена Рубцова: В Вологде я бываю примерно раз в год. Каждый раз езжу на кладбище к отцу, одна или с кем-нибудь из знакомых вологжан. Потом хожу по местам, где отец мог часто бывать. Люблю приходить на площадь к Софийскому собору и бродить по набережной реки Вологды. Вот думаю, и здесь он бродил когда-то, сочинял стихи. Прихожу на улицу Яшина, где он жил последнее время...

И где он погиб...

Елена Рубцова: Да, без трепета в душе даже подойти не могу к этому дому. Хожу-хожу вокруг и думаю: вот если бы он был жив...

"РГ" опубликовала неизвестные строки поэта Николая Рубцова

Тянет меня к тому месту, где стоит ему памятник на берегу реки. Когда-то там была пристань, место встреч и расставаний. Оттуда мы с мамой, приплыв на пароходе из Тотьмы, шли по набережной к отцу домой летом 1970 года. Это был последний раз, когда я его видела...

Я очень люблю вологжан, своих земляков, но в Вологде мне всегда как-то тревожно. Ищу здесь уединения в каком-нибудь дворике, чтобы тихо посидеть и подумать...

Так же и на Горбачевском кладбище, где похоронен мой дед Михаил Адрианович, отец Николая Михайловича, - всегда как-то тревожно... Давно хочется найти место, где упокоилась моя бабушка Александра Михайловна, мать отца.

Получается, что есть какая-то связь со всеми ушедшими. И каждый на своем месте. А в голове звучит все время мелодия песни на отцовские стихи: "Печальная Вологда дремлет на древней печальной земле..."

Когда, в какой момент вы поняли, что ваш отец - особенный, необычный человек?

Елена Рубцова: Я это поняла, когда мне было шесть лет. Однажды в Никольском на прогулке во дворе детского сада я услышала разговор двух односельчанок. Они говорили у колодца, обсуждали отъезд моего отца. А до этого они, видимо, заметили меня - я стояла у забора садика. Помню, одна говорит: вот у Ленки отец на поэта в Москве учится, а другая поддакивает ей - мол, вот ведь какой. Меня это глубоко задело, и ко мне вдруг пришла мысль: да ведь папа не учится на поэта, а он уже ПОЭТ! То есть он особенный! Я до дрожи это почувствовала тогда внутри себя и очень хорошо этот момент запомнила. Это был 1969 год. С тех пор вот с этим чувством и живу. Кстати, в детстве я очень стеснялась и переживала из-за того, что понимала непохожесть отца на других людей, а значит, его ранимость. Иногда до слез.

А какое стихотворение отца впервые тронуло вас?

Елена Рубцова: "Я люблю, когда шумят березы...", в классе третьем, наверное. А потом еще постепенно и остальные стихи для себя открывала. И до сих пор открываю...

Николай Михайлович часто терпел упреки в том, что у него слишком много грустных и даже очень печальных стихов. Как вы думаете, будь жизнь отца благополучной, сытой и устроенной, его поэзия была бы другой?

Елена Рубцова: Если бы его жизнь сложилась благоустроенно, то он бы все равно ушел от такого существования - в силу своих внутренних переживаний. Ведь родившись в душе поэтом, он и следовал велению Поэзии. Мне кажется, он часто думал об этом: о том, что не Поэзия от нас зависит, а мы зависим от нее.

К вам, очевидно, не редко обращаются люди, которые любят Рубцова. Что они ищут в его поэзии, на что отзываются?

Елена Рубцова: Каждый приходит к поэзии Николая Рубцова по-своему. Чаще всего - через личные переживания. Его стихи так задевают сокровенное в человеке, что после этого хочется сказать: так это же он про меня написал...

Память о вашем отце увековечена и в Вологде, и в Тотьме. Насколько удачны эти памятники?

Елена Рубцова: Пусть будет как есть, памятники хорошие. Памятник он на то и памятник, чтобы память была. Чтобы помнили и знали. Памятники и названия улиц появились, по всей видимости, от любви народа к поэту. А сколько они простоят - никто не знает. Не дай Бог, но, быть может, придет время, когда и названия поменяют, и памятники снесут. А стихи... стихи останутся, когда и мы уйдем.

ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ

Николая Рубцова принято считать талантливым самородком, который писал исключительно по вдохновению, не ведая чернового труда над рукописями. Отчасти распространению этой легенды способствовал сам Николай Михайлович.

Календарь поэзии: Алик Шумский сочетал в себе репортера и поэта

Виктор Астафьев рассказывал, как однажды на встрече Рубцова с читателями поэт, отвечая на вопрос "Как вы работаете над стихами?", без тени улыбки сказал: "А очень просто: пишу в верхнем углу "Н. Рубцов", а потом стихи столбиком..."

Только недавно, увидев рукописи Рубцова, я понял, что его ответ читателям был не более чем шуткой. В отделе письменных источников Вологодского государственного музея-заповедника хранятся рабочие блокноты поэта. И они свидетельствуют: ни одно стихотворение не дарилось Рубцову "свыше" в готовом виде. Порой ни один, а два-три толстых блокнота уходили на поиск тех единственно верных слов, которые и делают стихотворение совершенным созданием Бога и человека. Вот известное стихотворение "В минуты музыки", написанное в мае 1966 года. Как долго поэт искал вторую и третью строфы, бесконечно переписывая первую!

Современников мог ввести в заблуждение стиль работы Рубцова: в рукописях он ничего не зачеркивал, не делал вставок, а вновь и вновь переписывал текст. И при первом взгляде можно подумать: как же легко он пишет - никакой правки! Черновик Рубцова можно отличить от беловика лишь по тому, что он обрывается на полуслове. Что же мешало Рубцову "марать бумагу"? Очевидно, что у поэта было особенное благоговение перед словом. Он видел в нем не буквы и чернила, а нечто таинственное и живое, на что грешно "поднимать руку".

В минуты музыки

(один из рукописных вариантов)

В минуты музыки печальной

Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз.

И путь без солнца,

путь без веры

Последних птиц

под небом серым,

Над застывающим прудом.

И холодок снежинок первых,

И мрак, нагрянувший потом...

Давно река позарастала,

Давно на плёсе нет следа,

Молчи, скрипач! Пора настала

Забыть о прошлом навсегда.

Но плачут, плачут,

плачут струны,

И снова видится, как сон,

Что я взволнованный и юный,

Что я отчаянно влюблен.

И длится, длится

час прощальный,

И наша воля ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

30/V-1966 г.

николай рубцов - дочке Лене, зима 1965 года

По дрова

Мимо изгороди шаткой,

Мимо разных мест

По дрова спешит лошадка

В Сиперово, в лес.

Дед Мороз идет навстречу.

- Здравствуй!

- Будь здоров!..

Я в стихах увековечу

заготовку дров.

Пахнет елками и снегом,

Бодро дышит грудь,

И лошадка легким бегом

Продолжает путь.

Привезу я дочке Лене

Из лесных даров

Медвежонка на колене,

Кроме воза дров.

Мимо изгороди шаткой,

Мимо разных мест

Вот и въехала лошадка

В Сиперово, в лес.

Нагружу большие сани

Да махну кнутом

И как раз поспею к бане,

С веником притом!

P.S. Как-то Рубцов купил в Москве дочке большую куклу. На Ярославском вокзале бедно одетый поэт с большим чемоданом вызвал подозрения у милиции: "Что в чемодане?"

- Кукла, - ответил Рубцов.

- Как, только кукла?

- Только кукла.

- Откройте.

В чемодане лежала одинокая красавица-кукла.

Литература