2.5
В этом фильме в довольно сатирическом ключе исследуется феномен нашей традиционной свадебной церемонии, бессмысленной и беспощадной. Этот феномен в "Горько!" помножен на ключевую для нашего кино 2010-х годов тему конфликтующих друг с другом "двух Россий" - здесь противопоставлены друг другу два разных поколения, два социальных слоя и два менталитета. В полнометражном дебюте Крыжовникова наследие советской ментальности одних сталкивается с искренним желанием соответствовать "западным ценностям" других - причем режиссер умудряется остроумно и безжалостно высмеять и тот, и другой паттерн, но в финале иронично, но в то же время проникновенно и с любовью показать, что у пресловутых "двух Россий" есть общее будущее. Если совсем кратко, то "Горько!" был высказыванием о том, что все в последнее время обсуждают, зачастую не очень понимая, о чем идет речь - о пресловутых скрепах; о том, что делает всех нас одним народом.
"Горько!" стал не просто блестящим сборником узнаваемых портретов, выполненных одновременно и в абсурдистском, и реалистическом ключе, но еще и примером соседства богатого содержания с удачно выбранной формой (фильм блестяще стилизован под свадебную съемку криворукого оператора) - словом, образцом скрупулезного и талантливого подхода к комедийному жанру, который в нашей стране переживает количественный, но отнюдь не качественный рост. Неудивительно, что после кассового и критического успеха именно на Жору Крыжовникова возлагались основные надежды в смысле возвращения российской комедии на былые высоты, где недосягаемыми стоят шедевры Рязанова и Данелия. И он их с одной стороны оправдывал - невероятно смешная короткометражка "Нечаянно" тому подтверждение. С другой - буквально сразу же начал позволять себе халтурить, сделав на скорую руку значительно уступающий оригиналу сиквел "Горько!". "Самый лучший день", получается, во многом определяющее для Крыжовникова кино, которое должно ответить на вопрос, насколько оправданы были все выданные ему авансы.
С ответом на этот вопрос до конца этой рецензии лучше, пожалуй, не тянуть - "Самый лучший день" вышел значительно слабее всего, что делал Крыжовников ранее. Но это пример той неудачи, в которой интересно разбираться. Итак, режиссер вновь экспериментирует с формой: "Самый лучший день" - это комедийный мюзикл. Причем не просто мюзикл, а с элементами караоке: в какой-то момент на экране появляется подстрочник к песням, которые исполняют герои (в основном хиты советско-российской в диапазоне от "Зеленоглазого такси" до "Мамы Любы") и предполагается, что зрители, сидящие в зале, будут подпевать. Это первая, но далеко не единственная сомнительная идея картины. Представить, что ваш сосед в кинотеатре вдруг заголосит на сеансе "Самого лучшего дня" композицию Лепса еще можно. Но вот то, что это будет возможно физически вынести, сильно вряд ли. Понятно, что Крыжовников тут пытается провести со зрителями тот же фокус, что и с собственными героями в финале "Горько!" - то есть доказать, что вроде бы ничем друг с другом не связанных людей подчас может объединить какая-нибудь на первый взгляд несущественная ерунда вроде хором исполненной песни "Натали". Но доказательство в данном случае получается не просто неубедительным, а неработающим.
Вызывает нарекания и сюжет картины, который основан на не самой значительной пьесе Островского "Старый друг лучше новых двух". Сотрудник ДПС Петя Васютин (Дмитрий Нагиев) собирается сделать предложение своей невесте - работающей на бензоколонке Оле (Юлия Александрова). Но внезапно нагрянувшая в город певица Алина Шепот (Ольга Серябкина) провоцирует уход Васютина в запой, в связи с чем предложение руки и сердца сначала откладывается, а затем и вовсе отменяется. В любовный треугольник с участием гаишника, королевы бензоколонки и поп-дивы постоянно вмешиваются родители жениха (Инна Чурикова и Михаил Боярский), что приводит к тому, что запутавшийся Васютин делает предложение певице. Этот и без того условный сюжет Крыжовников даже не пытается убедительно склеить - событие А связано с событием Б не посредством драматургической логики, а с помощью музыкального номера.
"Самый лучший день" состоит из двух неравномерных частей - необязательной (собственно, событийная часть) и самостоятельных музыкальных клипов. Среди них есть слащаво-чудовищные (Iwillsurviveи финальный Болливуд), но есть и настоящие жемчужины, самая крупная из которых - сногсшибательная пародия на клип группы "Серебро" "Мама Люба". И раз уж речь зашла о похвалах и "Серебре", то справедливости ради нужно упомянуть, что играющая в фильме солистка группы Ольга Серябкина очень органична в своей роли стервозной звезды.
В остальном же "Самый лучший день" является кладбищем упущенных режиссерских возможностей. Придумав занятную концепцию (Островский + мюзикл + караоке), Крыжовников терпит фиаско в ее реализации. Он по-прежнему делает кино, во многом противопоставленное комедийному мейнстриму с его выхолощенностью и стерильностью. Как и в "Горько!" он пытается спеть оду алкогольному делирию и связанному с ним безрассудству, с которым более-менее знаком каждый человек, поживший в России. Как и в "Горько!" он пытается нарисовать абсурдный и симпатичный, но убедительный и не приукрашенный, портрет своих соотечественников. Но вместо оды выходит нещадная эксплуатация алкогольного угара, а вместо портретов - уродливые и плоские карикатуры.
Главными свойствами "Самого лучшего дня", увы, являются нарочитость и лубочность - что усугубляется донельзя приторным и фальшивым финалом. Грань между изображением "широкой русской души" и размашистой клюквенной пошлостью оказалась тонка и проницаема - и мы вновь стали свидетелями, как с этой нехитрой истиной столкнулся очередной неплохой режиссер.
Кадры из фильма "Самый лучший день"