Но строителям с существующих дорог не уйти - кругом дома и улицы. Их же не снесешь и заново 868-летнюю Москву не построишь! И не делать ничего нельзя: еще в 2010 году столица была уже на грани транспортного коллапса, ведь в городе 4 миллиона машин и каждый год добавляется еще по 200-300 тысяч. И если он не наступил, то лишь потому, что вопреки всему, Москва построила за это время более 400 км новых дорог, 112 искусственных транспортных сооружений, 139 пешеходных переходов. Это в 2,5 раза больше, чем за предыдущие пять лет. В итоге российская столица вышла на третье место в мире по масштабам дорожного строительства - после Пекина и Гонконга!
А для самой Москвы много это или мало? "Это 10% от существовавшей в городе улично-дорожной сети", - напомнил "РГ" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Лишь за эту, последнюю декаду декабря уходящего 2015 года Москва ввела в строй полностью реконструированные развязки на пересечении МКАД с Можайским шоссе, Ленинским и Рязанским проспектами, тоннель на пересечении Волгоградского проспекта с Люблинской улицей и эстакаду на Люблинской улице через железнодорожные пути Курского направления МЖД. А сегодня - вы не поверите, машины поедут по Алабяно-Балтийскому тоннелю! Одному из самых печальных долгостроев Москвы, который строился с 2006 года...
Пирог допекли
Стройке у станции метро "Сокол", казалось, нет конца. Она началась девять лет назад, в рамках проекта Большая Ленинградка. Ситуация на трассе стала настолько проблемной, что городским властям отступать было некуда, пришлось брать в работу все 9 км дороги - от Кремля до аэропорта Шереметьево. За прошедшие годы Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе давно поехали заметно быстрее. А Алабяно-Балтийский тоннель - самое дорогостоящее сооружение на столичных трассах, в которое Москва вложила примерно 70 млрд руб., стал настоящим камнем преткновения. Пустить его планировалось сначала в 2009 году. Потом - в 2012-м, 2013-м, 2014-м...
Причин долгостроя строители называют несколько. Во-первых, сложность самого тоннеля. Проектировщики сравнивают его со слоеным пирогом. Соединяя на северо-западе Москвы улицы Алабяна и Балтийскую, он проходит ниже еще трех тоннелей. Самый верхний у поверхности земли связывает Ленинградское и Волоколамское шоссе. Дальше лежат два метротоннеля, а еще ниже под всеми ними - Алабяно-Балтийский. И проложить его надо было так, чтобы он ни на миллиметр не понизил дорогу, по которой идет метро. Словом, настоящая нейрохирургическая операция, говорят эксперты, когда ошибка смерти подобна.
Плюс трудные породы. Из 1935 метров последние 25 давались тяжелее всего: вода хлестала со всех сторон. Как раз на этом месте под землей проходит речка Таракановка, и после реконструкции Волоколамского и Ленинградского тоннелей она стала искать новое русло. Водяные струи строители придавливали мешками с грунтом и паклей, затем откачивали, бетонировали и шли дальше. И так шаг за шагом... "Тяжелую технику не пустишь, - рассказывал корреспонденту "РГ" начальник проходческого участка Алексей Чугунов. - Она может дать осадку пород до 10 см, а требования безопасности метрополитена допускают не более 2".
Не выдержав то ли этих трудностей, то ли испытания большими бюджетными деньгами, объединение "Космос", которое строило тоннель, обанкротилось. Эстафету подхватили другие... И вот, похоже, час настал! Сегодня ленточку перережут, и грузовики, торжественно трубя, пройдут первыми еще по одной новой дороге, которая выводит Москву из пробок.
Что же изменится для москвичей с пуском Алабяно-Балтийского тоннеля? Пробки в районе "Сокола" они теперь могут запросто объехать под подземной дороге, соединившей улицу Алабяна с Большой Академической. Тоннель еще больше разгрузит саму Ленинградку и все прилегающие к ней внутриквартальные улицы районного значения на севере и северо-западе Москвы. "Пропускная способность Ленинградского и Волоколамского шоссе увеличится примерно на 25%", - говорит Марат Хуснуллин. Значит, автомобилисты перестанут терять время в заторах, а у жителей районов Аэропорт, Войковский, Сокол, Коптево и Тимирязевский улучшится экология, ведь чем меньше газует под окном машин, тем чище воздух. А у водителей появится еще и прямой выезд с Дмитровского шоссе на Карамышевскую набережную. Это сейчас.
В ближайшем же будущем Алабяно-Балтийский тоннель станет полноценной частью Северо-Западной хорды, которая тоже уже строится, причем первый этап уже завершен. Она пройдет по территории четырех административных округов Москвы и соединит все радиальные магистрали на северо-западе города. И тогда горожанам не нужно будет даже выезжать на вечно перегруженные сейчас МКАД и Третье транспортное кольцо! Эту хорду вместе с еще одной - Северо-Восточной, а также с Южной рокадой город строит вместо планировавшегося Четвертого транспортного кольца. Посчитав, что строительство ЧТК безумно дорогая затея, правительство Собянина решило создать альтернативную связь округов города такими сквозными трассами. По мнению экспертов из Высшей школы экономики, подобная система организации движения не только на 20% более эффективнее, чем замкнутая кольцевая, но еще и дешевле. Выбрав этот путь, город еще и выгадал средства на реконструкцию вылетных магистралей, 8 из которых уже обновлены, а работа на остальных продолжается.
Кольцо без "клевера"
Ну а пуск четырех транспортных развязок за четыре декабрьских дня - дело уже свершившееся. Поехал быстрее Ленинский проспект, где в понедельник Сергей Собянин открыл движение сразу по двум новым эстакадам на пересечении с МКАД. А первые две эстакады были запущены еще в июне. Таким образом, завершена реконструкция прежней транспортной развязки клеверного типа в развязку с направленными съездами, которые имеют на треть больше пропускную способность и намного безопаснее, так как по ним автомобили больше не идут лоб в лоб.
Во вторник с утра запустили развязку на пересечении МКАД и Можайки: и тут проходимость выросла на 25-30%. В среду ликовал юго-восток столицы. Долгие годы жители этой части города, сев за руль, чувствовали себя заложниками на дороге. Пробки тут были - врагу не пожелаешь! И вот реконструирована развязка МКАД - Рязанский проспект. Тут теперь тоже никакого "клевера". Впереди - пуск левоповоротного тоннеля с движением из области под МКАД и Рязанским проспектом на внутреннюю сторону Кольцевой. Для населения Некрасовки и Выхино - Жулебино это, можно сказать, свобода! А вчера на юго-востоке - новая радость. Пуск тоннеля в еще одном безумно пробочном месте - на пересечении улицы Люблинской и Волгоградского проспекта. Это новогодний подарок, говорят в пресс-службе стройкомплекса, жителям районов Кузьминки, Текстильщики, Люблино, Марьино, Рязанский и других. Они часами не могли ни выехать в центр, ни домой вернуться. Тоннель же под Волгоградским проспектом, соединившись с путепроводом Остаповского проезда улицей Люблинской под землей, дал им альтернативную дорогу! Стоять часами в ожидании "зеленого" только для того, чтобы выехать с Люблинской улицы на Волгоградку, им больше не нужно.
Вот ради этого и работают без устали московские строители уже пятый год каждый день в три смены! И новогодние каникулы - с 1 по 10 января, объявленные правительством страны, тоже не для них. Они выйдут в свои котлованы и на дороги уже 3 января. Отдыхать некогда. Надо строить, чтобы город мог ехать еще быстрее.
Быстрее, еще быстрее
Первые итоги новой транспортной политики города - налицо. На дворе - самое предновогодье, когда москвичи отправляются в магазины за подарками. В прежние годы на Яндекс-пробках дороги в эту пору были багрового цвета. А сейчас-то едем! Да, когда лучше, когда хуже, но ведь не стоим! Вот и по исследованию компании TomTom (Нидерланды), опубликованному в марте этого года, показатель загруженности московских дорог снизился на 24%. Скорость же движения только за этот год выросла на 16%!
Так Москва, долгие годы занимавшая первое место по пробкам в мире, сместилась сразу на четвертое место, с удовольствием уступив это лидерство в рейтинге Стамбулу, Мехико и Рио-де-Жанейро. Но, смею надеяться, это только начало. Ведь в планах строителей только на ближайшие три года - еще порядка 300 км новых дорог, около 95 км из которых должны быть построены в наступающем 2016-м. Такие цифры записаны в адресно-инвестиционной программе Москвы на 2016-2018 годы. Деньги на нее бюджетом города выделены, решимости и последовательности московским властям не занимать. А значит, нет причин, чтобы ее не выполнить.