Группа ученых под руководством профессора МГУ и НИУ ВШЭ Андрея Ахременко обнародовала результаты исследования качества жизни российских регионов. Оно охватывает восемь лет, с 2006 по 2014 г., и оценивает динамику и характер изменений ключевых показателей за эти годы.
В основе получившегося рейтинга - индекс качества жизни, который включает в себя пять блоков: безопасность личности, жилищные условия населения, социальная сфера, здоровье населения и экология. В каждом из этих показателей - от одного до трех частных показателей. Так, качество жилищных условий определяется количеством жилья, оборудованного водопроводом, объемом ветхого и аварийного фонда, а также средней площадью помещений, приходящейся на каждого жителя. Получившийся индекс учитывает и множество других показателей: от уровня младенческой смертности и средней продолжительности жизни до количества загрязняющих выбросов в атмосферу. В ходе исследования показатели были приведены в соответствие: очевидно, что нельзя объединять между собой экономические показатели, рассчитываемые в долях единиц, и, например, экологические показатели, которые измеряются в тысячах тонн выбросов на душу населения. Для объединения показателей в индекс с сохранением их пропорций были использованы математические методы политического анализа. По мнению исследователей, нельзя путать понятия "качество жизни" и "уровень жизни" - первое гораздо объемнее, а значит, и показательнее второго.
До 2012 года общий вектор развития регионов России оставался неизменным: качество жизни медленно, но устойчиво росло. В 2013 году рост замедлился, но всего год спустя возобновился - 2014 год вновь обеспечил прирост значения индекса. Однако об устойчивом развитии в такой ситуации говорить не приходится: налицо замедление роста, которое вряд ли в ближайшее время остановится. Виной тому кризисные явления, проявившиеся в экономике в 2015 году. Они приведут если не к снижению, то к остановке роста качества жизни, уверены ученые.
Траектория развития качества жизни на Дальнем Востоке полностью подчиняется общероссийским тенденциям. Различие лишь в том, что уровень качества жизни на Дальнем Востоке стабильно ниже общероссийского на 10 процентов - этот разрыв сохраняется с 2006 года и в будущем вряд ли сократится. Однако 2014 год принес позитивную динамику: выяснилось, что Дальний Восток в этот период развивался чуть лучше, чем Россия в целом. Об этом говорят цифры: в 2013 году темпы роста по сравнению со страной заметно упали, но уже через год ситуация выправилась, и показатели региона даже превысили общестрановые.
Традиционно в рейтинге выделяются две яркие группы: лидеры и аутсайдеры Дальневосточного региона. В первую до 2014 года неизменно входили Сахалинская и Магаданская области, Камчатский, Хабаровский и Приморский края. В группе отстающих числились Амурская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. И если 2013 год не давал надежд на изменение ситуации, то в 2014-м наметились существенные подвижки: Амурская область усилила свои позиции и даже покинула список аутсайдеров, а разрыв между группами сократился, пусть и незначительно. Однако оснований для оптимизма все еще немного: например, по Чукотке и Еврейской автономной области вообще невозможно выстроить достоверные модели развития из-за крайне неустойчивых показателей. Одно можно сказать точно: эти регионы в списке отстающих всерьез и надолго.
Отставание дальневосточных территорий от России в целом, как ни странно, имеет и положительный эффект. Дело в том, что в связи с кризисом вполне объяснимо ожидается ухудшение общероссийских показателей 2015 года. Но анализ динамики составляющих качества жизни позволяет считать, что для Дальнего Востока это ухудшение пройдет менее болезненно, чем для всей страны, - сыграет роль тот самый "лаг" в 10 процентов. Еще не исчерпанной окажется инерция положительных изменений, накопленная в предыдущие годы. Некоторые показатели уже подтверждают эту гипотезу. В частности, сама за себя говорит динамика безработицы по федеральным округам: Дальневосточный федеральный округ является единственным в России, где наблюдается спад безработицы. Динамика индекса здоровья населения также несколько лучше общероссийской - разрыв между ними все еще значительный, но в прошлом году он сократился. Это произошло за счет успехов в борьбе с детской смертностью. А вот показатель продолжительности жизни не возрастает со временем и идет в ногу с общероссийским. Все потому, что существенное увеличение продолжительности жизни требует комплексных изменений в экономике и социальной сфере, тогда как младенческую смертность можно снизить "точечными" усилиями в области здравоохранения.
Регион по многим показателям продолжает гнаться за "средней" Россией, и иногда ему удается сократить разрыв. Так, с 2006 года почти вдвое улучшилась ситуация с безопасностью личности. Обеспеченность жильем соответствует показателям в целом по стране, а в области благоустройства жилья Дальний Восток и вовсе обгоняет многие субъекты Федерации, хотя частично это объясняется малым удельным весом сельской местности. Хуже всего обстоят дела с ветхим жильем: улучшение, достигнутое в 2013 году, закрепить не удалось. Динамика по этому индикатору отрицательная, что сыграло решающую роль в увеличении разрыва между Россией и Дальним Востоком по обобщенному показателю жилищных условий населения. Экология и социальная сфера сюрпризов не принесли: эти показатели идут вровень с общероссийскими.
Полное исследование можно посмотреть на сайте ИА "East Russia".