Второй точкой роста туристического бизнеса РФ станет консолидация рынка в руках крупнейших онлайн-тревел-агентств (ОТА), которые как раз и предоставляют услуги по самостоятельному бронированию.
Как отметил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по вопросам транспорта Дмитрий Горин, за 2015 год отрасль испытала немало сложностей, но смогла сохранить небольшой рост. "Российский туризм не остается без поддержки и внимания государства. Действительно, убытки компаний только от прекращения туристических отношений с Египтом составили порядка 1,7 млрд рублей. Болезненной для отрасли является волатильность курсов валют, сохранение экономических санкций и планы по отмене агентских комиссий со стороны крупнейших российских авиакомпаний. В этих условиях внутренний туризм России продолжит рост и составит 20% в следующем году, в то время как объем выездного туризма либо продолжит сокращение еще на 30%, в случае сохранения запрета на продажу туров в Турцию и Египет, либо сохранит показатели 2015 года в случае открытия этих направлений", - считает Дмитрий Горин.
По данным АТОР, с 2014 по 2015 год количество туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, сократилось с 2050 до 650, то есть на 69%. Таким образом, произошло естественное сокращение рынка. Эксперты считают, что в следующем году банкротства туроператорам уже не грозят, потому что остались самые сильные игроки, сумевшие переориентироваться на внутренний туризм. Правда, отмена с 1 января 2016 года агентских комиссий крупнейшими российскими авиаперевозчиками, стремящимися сократить издержки на дистрибуции, приведет к серьезным изменениям на ОТА-рынке. "Онлайн-тревел-агентствам придется искать и интегрировать новые услуги и продукты, за которые путешественник будет готов заплатить и которые ему не сможет дать авиакомпания. Это может быть динамическое пакетирование, дополнительные онлайн-тревел-услуги и дальнейшее повышение качества постпродажного обслуживания", - отметил Александр Сизинцев.
Главным инструментом для развития самостоятельных путешествий становится Интернет. По данным PwC, около половины россиян, совершавших туристические поездки по России за последние два года, использовали Интернет для организации и планирования путешествия. "Рост продаж в онлайн-тревел составил 17%. Сейчас этот сегмент развивается лучше всего, - отметил генеральный директор онлайн-тревел-агентства Biletix Александр Сизинцев. - При этом рост пассажироперевозок останавливается. Платежеспособность людей падает, а все зарубежные перелеты зависимы от курса валют. Поэтому приоритетными становятся внутренние направления: многие россияне собираются переориентироваться на Краснодарский край и Крым. Все меньше людей продолжают планировать заграничные путешествия".
Интерес к самостоятельным поездкам подтверждает и аналитика поисковых запросов. По словам менеджера проектов Яндекс.Авиабилеты Анны Винокуровой, в 2015 году выросло количество запросов по дешевым авиабилетам, авиакомпаниям, теме банкротства туроператоров: "Люди начинают с опасением относиться к турфирмам из-за череды банкротств. Интерес к Турции и Египту падает из-за угроз безопасности, увеличивается число запросов по российским курортам и санаториям. Также заметный интерес россияне стали проявлять к автобусным поездкам как альтернативе авиапутешествиям".
По данным Росавиации, количество пассажиров за январь-октябрь 2015 года составило 80,8 млн, рост всего 0,5%. Пассажиропоток по внутренним направлениям вырос на 15,5%, а международное направление снизилось на 13,9%. Средний чек по внутренним рейсам вырос на 3%, с 11 904 до 12 262 рублей, по международным рейсам - на 6,7%, с 18 066 до 19 292 рублей (для авиабилетов в обе стороны). "Несмотря на общий рост стоимости авиабилетов, на наш взгляд, он не является критичным, находясь ниже официального уровня инфляции. Вопреки опасениям, уход с рынка крупного российского игрока, а также ряда иностранных авиаперевозчиков не вызвал резкого подорожания авиабилетов. В сдерживании роста стоимости билетов заинтересованы прежде всего авиаперевозчики, стремящиеся сохранить свою долю рынка на фоне снижения покупательской способности", - отметил Александр Сизинцев.
Из других важных тенденций на рынке самостоятельного туризма эксперты выявили сокращение глубины бронирования с 2,5 недели в 2014-м до 1,4 недели в 2015 году, рост концентрации продаж авиабилетов в Москве - с 61% до 66% и увеличение доли продаж с мобильных устройств. По мнению представителей отрасли, этот канал продаж будет расти в ближайшие годы. ОТА активно переориентируют клиентов на совершение покупок через мобильные устройства, предлагая пользователям мобильного приложения расширенный функционал и специальные акции, не доступные пользователям desktop-версии.
По данным агентства Biletix, наиболее популярными направлениями 2015 года стали Симферополь (5,5% от всех продаж), Сочи (3,5%), Тель-Авив (2%), Кишинев, Минеральные Воды, Краснодар, Рим, Калининград, Барселона и Стамбул. На предстоящие новогодние праздники максимальное число авиабилетов продано в Сочи, Минеральные Воды, Милан, Рим и Мюнхен. По мнению Дмитрия Горина, в 2016 и 2017 годах туристические компании и аудитория продолжат адаптироваться к новым экономическим условиям: "Самым сложным периодом для турбизнеса будет 4-й квартал 2015 года. Сейчас происходит перераспределение направлений, 30% клиентов сейчас приняли решение вообще отказаться от поездок. Возврат стабильности и клиентов в отрасль возможен только к 2018 году".