Люди пошли на выставку толпами. Однако спустя несколько дней ее пришлось свернуть. Прокуратура, нагрянувшая в музей с проверкой, провела свою экскурсию и сделала вывод, что на выставке демонстрировалось "натуралистическое изображение жертв актов насилия и жестокого обращения с людьми, лишения жизни, сцен ослепления, колесования, отсечения головы, сажания на кол с подробным анатомическим описанием процесса, чувств, испытываемых казненными, и подробным описанием устройства орудий пыток, а также натуралистически выполненными фрагментами частей тел (отсеченной головы)".
Причем, отметили прокуроры в своем акте, в сопроводительной информации к экспозициям восковых фигур не содержалось никакой информации о сострадании к жертве или хотя бы осуждающее отношение к жестокости и насилию. Наоборот, в описании экспонатов подробно описывалось, для чего то или иное орудие пытки предназначалось и как действовало.
Как это могло повлиять на воображение и психику неокрепших детских душ, и стало заботой прокуратуры, которая обратилась к части 3 статьи 5 Федерального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. По этому закону такие показы должны быть ограничены среди детей определенных возрастных категорий. Ограничение в музее она нашла: перед входом на выставку стоял знак 12+. Это слишком рано, решили в прокуратуре, на подобные зрелища должны допускаться люди от 16+. В итоге надзорное ведомство вынесло постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и передала его в суд. Решением Волгодонского районного суда предприниматель признана виновной и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 тысяч рублей без конфискации.
Пресс-секретарь суда Дмитрий Журавлев рассказал, что после указки прокуратуры организатор добровольно закрыла выставку.
Менеджера выставки Анну Сильченко, которая непосредственно привезла ее в Волгодонск, наступление прокуратуры напугало, но она до сих пор в недоумении: "Я ничего не собиралась пропагандировать - просто хотела показать, что и как было. Мы много ездим по стране, и за все 15 лет у нас это первый случай.
- Вы знаете, в Петропавловской крепости уже более 20 лет существует большой музей, там много экспонатов, показывающих эпоху инквизиций. И это самые посещаемые выставки, куда приходят сотни тысяч людей, - говорит сотрудник Санкт-Петербургского музея восковых фигур Алексей Чижов. - Без знания этой истории, ее кровавых страниц ведь тоже трудно понять ту эпоху... А чем, извините, отличаются зверства фашистов в концлагерях, и разве об этом не нужно знать детям - чтобы они понимали, за что боролись наши деды и почему, наконец, им нужно уступать место в автобусе или не глумиться над их могилами?
Музеи, демонстрирующие орудия физического воздействия на человека, а иначе говоря, пыток, есть почти в любом крупном европейском городе. Пыточные комнаты в Праге, игры в игрушечную "дыбу" в знаменитом лондонском Тауэре, камера пыток Музея криминалистики юридического университета японского города Мейджи. Последнее открытие в этой области на столичном выставочном пространстве - Музей истории телесных наказаний на Арбате. Есть пыточные орудия и в коллекциях серьезных хранилищ древностей и редкостей. К примеру, в Государственном историческом музее, в Государственном музее истории религии. Как говорится, из прошлого ничего не вычеркнешь. И все же, где мера допустимого в представлении посетителям музеев и выставок вот такого исторического материала? На этот вопрос отвечает искусствовед, директор музея-усадьбы Останкино Геннадий Вдовин:
- Классические музеи действительно выставляют предметы, связанные с историей дознания. Если вы будете делать выставку, посвященную Великой французской революции, без демонстрации карательных инструментов не обойтись. Но делать из этого отдельную экспозицию не вижу никакого смысла. Когда говорят о мере допустимого, имеют в виду пределы натурализма: совершенно не обязательно показывать гильотину, забрызганную кровью (кетчупом или красной гуашью), а рядышком - отсеченную голову с выпученными глазами. Но не нужно сваливать в одну кучу выставки, которые колесят по городам и весям, и настоящие музеи. У первых нет коллекции и научно-просветительской миссии. В основном это просто аттракционы. Но не думаю, что штрафовать - это хорошая идея. Разруливать такие ситуации нужно на другом уровне. Слово "музей" в названии любого проекта должно быть лицензировано. Для того чтобы та или иная просветительская организация называлась музеем, нужно получить допуск. Тогда у нас не будет вот этого разгула безумных экспозиций с восковыми фигурами, которые таскают по стране, музеев пыток и прочих глупостей.
Подготовила Елена Новоселова