Повышение в основном коснется новых грузовых автомобилей. "В зависимости от массы грузовика размер сбора будет составлять от 124,5 до 718,5 тысячи рублей за одно транспортное средство, - говорит Иван Соловьев, эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. - А на транспорт старше трех лет от 132 тысяч до 1,77 миллиона рублей".
Меньше всего увеличение сбора коснется легковых машин. "Для импортных автомобилей доля этого сбора в таможенной стоимости составляла в 2013 году 10-15 процентов, в 2015 снизилась до 2-7 процентов", - говорит Роман Терехин, эксперт компании "Деловой фарватер". - Сейчас в розничной цене автосалона это не более 2-3 процента. Рост сбора прибавит цене "иностранцев" не более 1 процента".
В цене отечественных автомобилей доля сбора заметно ниже. "Менее 0,7%, и даже после увеличения она не слишком превысит 1% от розничной цены машины", - считает эксперт.
Российские производители могут быть вообще освобождены от уплаты сбора. "В том случае, если автомобильное шасси изготовлено в РФ, а компания, монтирующая надстройку, берет на себя обязательство по утилизации ТС", - поясняет Иван Соловьев. Но такие гарантии принимаются только в том случае, если производитель внесен в реестр Минпромторга.
На общем фоне снижения покупательской активности на авторынке такие новости, конечно, не прибавляют оптимизма. "Но рост цены на новые автомобили в 1% - это слишком мало, чтобы скорректировать спрос на флагманские модели", - считает Терехин. Поэтому производители легковых автомобилей не должны серьезно пострадать от увеличения сбора.
Потребители вообще не заметят увеличения сбора. "Его платит производитель или импортер в составе налоговых и таможенных платежей" - поясняет Терехин. Для конечного потребителя сбор неочевиден, так как входит в общую стоимость машины и уплачивается им в момент покупки автомобиля. Однако в ряде случаев платить утилизационной сбор придется самому покупателю. "Если он, к примеру, купил авто за границей и теперь его ввозит на территорию РФ", - говорит Терехин.
Следует отметить, что для ввозимых на территорию России для личного использования транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет, коэффициент утилизационного сбора увеличен. "Вне зависимости от объема двигателя, размер сбора для них вырос с 0,15 до 0,26", - отмечает Иван Соловьев. Также уплатить сбор покупателю придется, если этого не сделал продавец. К примеру, автомобиль был приобретен у лица, освобожденного от уплаты сбора: переселенца или иностранного дипломата. А также при покупке машины у лица, не освобожденного от уплаты сбора, но не заплатившего его. Поэтому, приобретая автомобиль, его новому владельцу следует проверить отметку об уплате сбора в ПТС.
Повышение сбора может привести к росту цен на дорогостоящую импортную коммерческую технику: тягачи, легкие автокраны, бетономиксеры и т.д. При этом для отечественных производителей техники повышение сбора может оказаться даже выгодным. "Повышение сбора повлечет рост спроса на продукцию российских заводов - ГАЗ, КАМАЗ, УралАЗ и др., - считает Иван Соловьев. - Основным потребителями такой техники являются государственные структуры, военизированные министерства, нефтегазодобывающая отрасль и коммунальное хозяйство".