Одновременно вступит в силу новый, уточненный перечень таких профессий. Проект приказа Минздрава, утверждающего новый порядок, проходит сейчас общественное обсуждение.
Новые правила коснутся медицинских работников, сотрудников пищевых производств (включая например, технологические линии рыболовецких судов), производств розлива бутилированной воды, ресторанов, кафе, складов пищевых продуктов, учреждений бытового обслуживания и спорта (бассейны, бани, прачечные, парикмахерские, тату-салоны и т.д.), не говоря уже о детских учреждениях.
Перечень профессий обширен, а периодичность медосмотров и количество исследований и осмотров у профильных врачей зависит от того, насколько плотно представители той или иной профессии связаны с другими людьми, контактируют с ними и продуктами питания.
"В проекте приказа впервые представлен единый перечень профессий, производств, организаций, работники которых находятся в зоне риска развития инфекционных заболеваний и обязаны иметь личные медицинские книжки", - пояснили "РГ" в Минздраве.
Порядок осмотров для представителей отдельных профессий предлагается поменять в соответствии с современными представлениями об эпидемиологии: например, отменено серологическое обследование на брюшной тиф для всех работников, за исключением иностранных граждан, и лиц, работающих на водопроводных сооружениях, непосредственно связанных с подготовкой воды. Это решение стало возможным, так как в последние годы заболевание брюшным тифом стало редкостью, и, соответственно, количество носителей инфекции среди "постоянного" российского населения стремится к нулю.
Основные мероприятия (осмотр врачом-дерматовенерологом, анализы и исследования на ВИЧ-СПИД, туберкулез, гельминтозы, другие инфекции), как сказано выше, проводятся с разной периодичностью - полгода, год. Перечень конкретных исследований и их периодичность четко привязаны к каждой профессии.
Как и прежде, обязанность организовать медосмотры лежит на работодателе, который должен заключить договор с соответствующей медицинской организацией. По-прежнему, результаты обследования заносят в личную медицинскую книжку работника. Кроме того, все результаты отражаются в особой учетной форме, которую Минздрав утвердил в декабре 2015 года. Это сделано для того, чтобы исключить (или, по крайней мере, уменьшить) возможность распространения поддельных медкнижек.