- У нас сейчас строится свыше 60 км линий метрополитена, 35 станций и 5 депо. Причем стройка практически не останавливается. Даже когда страна отдыхала в новогодние каникулы, 35 тысяч метростроителей - рабочих, инженеров и проектировщиков, вышли на работу уже 3 января, - рассказал корреспонденту "РГ" глава департамента строительства г. Москвы Андрей Бочкарев. - Одновременно в разных концах города задействованы 20 тоннелепроходческих комплексов. Деньги на продолжение работ бюджетом Москвы выделены, эти средства в адресной инвестиционной программе города предусмотрены защищенной строкой. Так что ничто не может нам помешать.
Станции "Румянцево" и "Саларьево", построенные в Новой Москве, практически уже готовы - мэр Собянин первым прокатился по этому участку еще в конце декабря. Сейчас пути проходят обкатку, и скоро для жителей Троицкого и Новомосковского округов и столичных дачников, имеющих там свои фазенды, метро станет обычным видом городского транспорта.
На выходе и первая часть Люблинско-Дмитровской линии. Осенью на ней откроются станции "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская", существенно облегчив жизнь жителям районов Бутырский, Марфино и Бескудниково. Когда в 2017 году пустят в строй остальные три станции этой салатовой ветки, власти, как рассказал руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов, планируют реконструировать монорельсовую дорогу - по ней пустят трамвай. Это, считают они, обойдется городу значительно дешевле, чем обходится сейчас монорельс.
Подойдет почти к МКАД на севере и Замоскворецкая линия с появлением новой конечной станции "Ховрино".
Явью становится и второе кольцо подземки, которое позволит жителям окраинных районов больше не ездить до центра Москвы, чтобы пересесть на соседнюю радиальную линию. В 2016 году на этом кольце войдет в строй участок от "Делового центра" до "Петровского парка", который состоит из 5 станций: "Деловой центр" (здесь можно будет пересесть на Калининско-Солнцевскую и Филевскую линии), "Шелепиха", "Хорошевская", "Ходынское поле", "Петровский парк" (с пересадкой на Замоскворецкую линию). Полностью сомкнуть кольцо строители обещают в 2020 году. Став самой длинной веткой подземки (протяженностью 54 км), этот так называемый Третий пересадочный контур разгрузит действующую Кольцевую и центральные участки радиальных линий.
В конце года планируется запустить также строящийся участок Калининско-Солнцевской линии со станциями "Раменки", "Минская" и "Ломоносовский проспект" до "Делового центра". Этот участок соединит ветку с отрезком Третьего пересадочного контура метро от "Делового центра" до "Петровского парка".
К финишу движется и Малое кольцо Московской железной дороги, приспособить которое из грузового к пассажирскому движению прежние столичные власти обещали 10 лет. Правительство Собянина справилось с этой задачей за два с небольшим года: рельсы переложены, остановочные пункты большей частью готовы, а главное - дорога, по которой еще недавно ходили старорежимные тепловозы, электрифицирована.
Сейчас идет работа по созданию транспортно-пересадочных узлов, которые свяжут МК МЖД с 9 радиальными линиями метро и электричками пригородного сообщения. Открыть пассажирское движение по ней власти обещают в сентябре. Поезда по новой дороге будут ходить почти с той же периодичностью, что и метро, да и ездить в них можно будет по тем же тарифам и даже с теми же билетами.
Кстати
Москва, вводившая с начала 2000 годов 3-4 км линий метро в год, с 2011 по 2015 гг построила 31 км линий и 15 станций. Протяженность подземки к 2020 году вырастет с нынешних 327 до 700 км. Кризис может лишь замедлить ее развитие, но не остановить, считает заммэра Москвы, руководитель стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин, утверждая, что по надежности и безопасности московское метро и сейчас занимает 1 место в мире.