15.01.2016 14:02
Экономика

Медведев не исключил дальнейшего падения цен на нефть

В кабинете министров задумались о существенном сокращении расходов
Текст:  Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №7 (6875)
Правительство готовит предложения по существенному сокращению бюджета на тот случай, если нефтяные котировки продолжат, как выразился премьер-министр Дмитрий Медведев, драматическое движение.
Читать на сайте RG.RU

Глава кабинета министров провел совещание об исполнении федерального бюджета на 2016 год. Как известно, главный финансовый документ страны верстался с расчетом, что среднегодовая цена на нефть составит 50 долларов за баррель. Тогда такой прогноз выглядел вполне реалистично, заметил премьер. Но уже сейчас цена нефти упала ниже прогнозной.

- Драматическое движение нефтяных котировок, которое мы видим в последние недели, создает серьезные риски для исполнения бюджета, - заявил Медведев. - Не исключено, что проблемы будут сохраняться, не исключено падение нефтяных котировок.

Греф предсказал закат нефтяной эры из-за технологического бума

Этому может способствовать в том числе возвращение на рынок таких игроков, как Иран. Впрочем, могут происходить и отскоки. Но и в том, и в другом случае, подчеркнул премьер, кабинет министров должен быть готов к любому развитию ситуации.

- Прежде всего, нужно определиться, какой прогноз нефтяных цен наиболее реалистичен, - сказал глава кабмина. - Речь может идти не о конкретной цифре, а о некоем коридоре, который нужно максимально сузить.

Исходя из этого прогноза, правительству предстоит скорректировать расходную часть бюджета, приведя ее в соответствие с ожидаемыми доходами, прежде всего, за счет неэффективных трат. И в этот раз, добавил Медведев, ее придется сократить существенно, а не так, как это делалось ранее. При этом, напомнил премьер-министр, социальные обязательства и защищенные статьи бюджета под сокращение попасть не могут.

Зато ничто не мешает правительству подсократить госаппарат, а также отложить реализацию каких-то проектов на более поздний срок. "При любом развитии событий нам необходимо снижать долю нефтегазового сектора в экспорте и доходах бюджета, - заявил премьер-министр стратегическую задачу. - Как показывает мировой опыт, чем выше такая независимость бюджета, тем больший эффект дают антикризисные меры, а экономика значительно легче проходит так называемые стрессовые периоды, если опирается не столько на сырьевые отрасли, сколько на другие".

Задачи по дальнейшему экономическому развитию с кабмина тоже никто не снимал. В этом году правительство намерено сконцентрировать усилия на поддержке тех отраслей, которые обладают высоким потенциалом и с точки зрения импортозамещения, и позитивного влияния в целом или хотя бы на ситуацию в нескольких смежных отраслях. "При разработке мер поддержки нужно найти разумный компромисс между отраслевыми интересами и реальными возможностями государства на текущий момент, сконцентрировать ресурсы прежде всего на тех проектах, которые дают максимальный позитивный эффект для конкретной отрасли", - подчеркнул Медведев. Три такие отрасли уже определены - автомобильная и легкая промышленность, транспортное машиностроение.

Секвестр госрасходов не коснется программ льготного автокредитования

Финансовую помощь автопрому в этом году в кабмине думали подсократить, но сейчас поняли, что делать это нельзя. "Принято решение не просто их сохранить, но и увеличивать", - заявил председатель правительства. 20 миллиардов в отрасль направят в первом полугодии. Еще 20 зарезервировано на вторую половину года, но решение по ним будут принимать в мае. "Что касается дополнительно тех субсидий на транспортировку автомобилей внутри страны для последующего экспорта, эта цифра в районе 5 миллиардов рублей", - сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров после совещания.

Программа поддержки транспортного машиностроения также направлена на стимулирование производства и поддержку спроса. С 1 января вступил в силу запрет на продление срока службы железнодорожных вагонов. Весь комплекс мер, рассчитывают в минпромторге, позволит увеличить объем производства вагонов до 45-50 тысяч единиц.

Наконец, для легкой промышленности обсуждались варианты продления действующих субсидий и предоставления новых. В частности, правительство готово компенсировать затраты при производстве школьной формы из российской ткани для учеников начальных классов. "Это объем примерно 600 миллионов рублей на этот год", - рассказал министр Мантуров.

- Также есть предложение установить новые критерии отнесения предприятий отрасли к субъектам малого и среднего бизнеса - без существующего ограничения по численности работников, - сообщил Дмитрий Медведев. - Этот шаг может позволить компаниям принять участие в программах поддержки со стороны Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Федеральный бюджет Госуправление Председатель Правительства