18.01.2016 11:15
Экономика

Россия возьмет паузу в выдаче новых кредитов другим странам

Текст:  Ярослав Николаев
Непростая ситуация с бюджетом-2016 может помешать российскому правительству предоставлять новые государственные кредиты. Об этом журналистам заявил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Чтобы найти новые источники пополнения бюджета, Минфин прорабатывает вопрос эмиссии облигаций федерального займа для населения.
Читать на сайте RG.RU

"На сегодняшний день, я считаю, что шансов у правительства принять решение по предоставлению новых кредитов очень мало. Бюджет напряженный, более чем напряженный. Я думаю, что мы объективно находимся в ситуации, когда вынуждены будем взять паузу с точки зрения принятия обязательств по новым кредитам", - заявил в понедельник Сергей Сторчак.

Он заметил, что в 2015 году Россия предоставила "достаточно много" кредитов иностранным государствам. "Крупные обязательства приняли на себя. А не выполнить обязательства по предоставленным кредитам - это еще позорнее, чем не выполнить обязательства по кредитам, которые привлекли. Большего стыда для любого кредитора нет", - считает чиновник.

Предложения по корректировке бюджета будут готовы в конце марта

"В нынешних бюджетных условиях, как они сформировались, принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем", - считает замминистра. Он добавил, что переговоры о предоставлении межгосударственного кредита Ирану продолжаются, но финальных решений пока нет.

Он также рассказал, что Россия пока не получала официальных предложений от Украины по реструктуризации ее долга перед нашей страной. "Официальных предложений нет. Нам нужно официальное предложение. Они не предложили (реструктуризацию) суверенам, они предложили частным кредиторам. Когда нам говорят, что мы сидим и ничего не предлагаем, это звучит очень смешно, потому что не мы нарушили контрактные обязательства", - сказал Сергей Сторчак.

По его словам, во всем цивилизованном мире тот, кто нарушает контрактные обязательства, идет к партнеру и говорит о своих обстоятельствах. А в этом конкретном случае партнер должен не просто говорить о том, что он нарушил контрактные обязательства - он должен "раскрыть карты", считает российский чиновник. Он добавил, что, несмотря на то, что стороны находятся в процессе разбирательств, Россия готова "сесть за стол переговоров и двинуться, чтобы попытаться договориться".

Кроме того, Сергей Сторчак рассказал, что отечественный Минфин пока не выходит на внешний рынок заимствований из-за международных финансово-экономических санкций. "Нет, пока ее нет. Ограничения не сняты, какой смысл? Всем инвесторам запрещено покупать наши инструменты", - сказал он. Однако в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в объеме до 3 миллиардов долларов "на тот случай, если ситуация изменится", добавил чиновник российского Минфина.

Между тем ведомство Антона Силуанова сохраняет планы выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) для населения в 2016 году в объеме до 30 миллиардов рублей. По его словам, неизвестно, каким будет спрос и как посредники будут договариваться о комиссии. "Едва ли банки-посредники, которые работают с профессиональными инвесторами, будут говорить, что они будут работать бесплатно", - пояснил Сторчак. Речь о новом специальном долговом инструменте для россиян. Граждане уже сегодня могут купить ОФЗ через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял ранее, что Минфин РФ хочет предоставить гражданам возможность покупать ОФЗ, как в советские годы, прямо в банках.

Силуанов оценил возможность сокращения бюджета на 20 процентов

Также Сергей Сторчак заметил, что считает технически невозможным объединение Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда. Ранее экс-министр финансов России Алексей Кудрин заявил о нецелесообразности существования двух фондов отдельно, так как разница в управлении ими минимальна, а проблемы пенсионной системы, для решения которых и создавался ФНБ, уже наступили, и предложил их объединить.

Однако, по мнению Сергея Сторчака, у такого подхода есть политическая и техническая сторона. "Алексей Леонидович детали не объявил. Он тезис запустил. Думаю, у темы этой - два измерения, как минимум. Первое - политическое измерение, связанное с тем, что в тех макроэкономических условиях, в которых мы оказались, нормальное стремление властей - концентрировать тот ресурс, который у них есть, вместе, чтобы действительно его использовать в наиболее критическое время в критических местах. Если предложение об этом, то оно имеет право на существование и с ним можно работать", - заметил замминистра.

Но у этой идеи есть и "техническое измерение", продолжил он. "А оно очень простое - из ФНБ профинансирована уже дюжина проектов. Все проекты профинансированы на условиях возвратности. А это значит, что по этим проектам учет средств фонда надо вести обособленно. Вот и все. Так что с точки зрения чистой техники объединение двух невозможно. Как слить два стакана воды - невозможно", - считает чиновник.

Макроэкономика Федеральный бюджет Минфин