18.01.2016 00:42
Экономика

Госкомпании перейдут на франчайзинговые проекты

Франшизы набирают популярность
Текст:  Инна Зубарева
Российская газета - Федеральный выпуск: №7 (6875)
Для российского рынка франчайзинга (вид бизнеса, при котором компания передает другой организации право на продажу своего продукта и услуг) 2016 год, как и предыдущий, однозначно станет годом роста. Самые перспективные отрасли - платные медицинские услуги, недорогие развлечения, фитнес-центры. Наиболее востребованными у потенциальных франчайзи будут концепции, требующие инвестиций до 3 миллионов рублей.
Читать на сайте RG.RU

По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в 2015 году темпы роста рынка замедлились, но сохранили положительную динамику. В декабре был зафиксирован 15-процентный годовой рост. Эксперты считают, что этот позитивный тренд сохранится и в наступившем году. "Франчайзинг будет развиваться за счет новых отраслей. Один из ярких примеров - агрофранчайзинговый проект, запущенный в Тюменской области при содействии региональной администрации. Ранее такая же инициатива получила поддержку в Пермском крае. Этот опыт сейчас внимательно изучается и, без сомнения, будет иметь продолжение. Спрос на качественные концепции формируется в строительстве, ЖКХ, ветеринарии. Вероятно, уже в этом году состоится переход на модели готового бизнеса некоторых госкомпаний, в первую очередь - "Почты России", - говорит Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ.

Как франчайзинг поможет привлечь в экономику малый бизнес

Сегодня в стране около 40 тысяч точек франчайзинга. По прогнозам ассоциации, к 2025 году в стране будут работать около 400 тысяч точек продаж и услуг, управляемых франчайзи, это даст от 4 до 5 миллионов новых рабочих мест. "В 2016 году неизбежны сокращения, вопрос только в их масштабах. Уволенным менеджерам не просто будет найти новую работу, так что именно они пополнят ряды новых франчайзи, - полагает Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG, член совета директоров РАФ, член президиума "ОПОРЫ России". - И это неплохой тренд: ведь у многих из них уже есть навыки системного управления, определенный опыт и, что немаловажно, сбережения, которые надо сохранить во франчайзинге в 2016 году. Наиболее востребованными будут те концепции, которые как можно меньше "завязаны" на зарубежные поставки, не предполагающие выплату роялти в долларах или евро. То есть "рулить" будут отечественные недорогие франшизы. Кроме фастфуда и продуктовой розницы экономкласса, будет расти медицинский сегмент и сегмент услуг первой необходимости".

По мнению Светланы Князевой, директора по франчайзингу "АндерСон", инвестиции в реальный сектор экономики в рублевом выражении сейчас могут стать "палочкой-выручалочкой" для многих граждан, имеющих рублевые накопления. Во-первых, можно избежать их обесценивания, во-вторых, создать себе рабочее место и стабильный доход.

Сегмент платных медицинских услуг развивается чуть более быстрыми темпами, чем российский рынок франчайзинга в целом. Первый растет на 20-23 процента ежегодно и по прогнозам к концу 2017 года увеличится почти в два раза.

"Медицинский франчайзинг априори успешен. В целом на рынке сейчас, скорее, стагнация, чем спад. Так что небольшой бизнес будет приемлем для многих инвесторов. Здравоохранение - одна из тех отраслей, которая менее всего страдает. 2016 и 2017 годы я оцениваю как очень перспективные для инвестиций в отрасль", - говорит Рудем Газиев, генеральный директор "Лаборатории Гемотест".

По словам Ольги Киселевой, директора по развитию международной франчайзинговой сети фитнес-клубов World Gym в России, в фитнес-индустрии уже практически все используют франчайзинговые модели. Даже сети, развивавшие исключительно собственные проекты, создали франчайзинговые программы. Это обеспечивает более быструю экспансию сети в регионы и позволяет привлекать дополнительные инвестиции на качественный франчайзинговый продукт.

Важная тенденция франчайзингового рынка в условиях кризиса - уменьшение стартового капитала для ускорения его оборачиваемости. Поэтому сейчас массово возникают франшизы со стартовым капиталом до 500 тысяч - 1 миллиона рублей. В фитнес-индустрии - это франшизы студийных проектов площадью от 50 до 200 кв. м.

Малый бизнес