18.01.2016 21:13
Культура

В Школе драматического искусства рассказали "Евгения Онегина" детям

Дмитрий Крымов поставил первый детский спектакль в Школе драматического искусства
Текст:  Варвара Карпеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (6876)
В Школе драматического искусства в Лаборатории Дмитрия Крымова рассказали "Евгения Онегина" "Своими словами". Спектакль, задумывавшийся как детский, получился уморительно смешным и философски неожиданно бездонным и для всех взрослых, сопровождающих своих отпрысков в стремлении привить им любовь к Пушкину и к театру. Слух о его волшебной магии уже быстро разнесся по театральной Москве - ведь не так много в столице постановок, на которых удается полностью забыть про время и почувствовать себя абсолютно счастливыми. Детьми ли, взрослыми ли - уже не столь важно, важно, что происходит волшебство, да и только.
Читать на сайте RG.RU

"Своими словами" в Школе драматического искусства - спектакль воздушный, как перышко, которым жонглируют четыре героя спектакля, вовлекая всех взрослых зрителей в детскую игру. Красивый, как бабочка, которая выпархивает из письма Татьяны Онегину. Рукотворный, ювелирный, искренний - живой, будто рождается прямо на глазах.

Это первый детский спектакль Дмитрия Крымова и первый опыт пересказа "взрослой литературы" из запланированной серии постановок, которую продолжат "Остров Сахалин" Антона Чехова, "Мертвые души" Николая Гоголя и "Капитал" Карла Маркса.

Артисты Громадский и Соколова рассказали о своих удивительных ролях

Прежде чем взглянуть на "Евгения Онегина" детскими глазами и открыть в нем много нового, сначала вам предложат украсить себя бумажными бантами или бабочками и покормят конфетами - подарком от Пушкина. А затем главные герои - чех (Сергей Мелконян), финн (Максим Маминов), француженка (Наталия Горчакова) и русская (Анна Синякина), все пушкинофилы, посвятят в некие сущностные вещи, без которых история Евгения, Татьяны, Владимира и Ольги покажется неразгаданной литературоведческой головоломкой. О сложном будут говорить просто, о вечном - иронично. Оригинальный текст воскреснет только в сцене финального монолога Татьяны, а до того момента сюжет романа в стихах пересказывается буквально - своими словами. И с некоторыми отступлениями по ходу и перед: например, детям объясняют, как устроен театр и из чего "состоит" балерина. Откуда произошло выражение "тушите свет" и почему зрители пушкинских времен сидели и смотрели спектакли "не дыша".

В финале один из толкователей пушкинского романа решает рассказать, как Пушкина убили, и вдруг перевоплощается в до боли знакомый образ. Раздается выстрел, Пушкин падает, по полу течет клюквенный сок... Покидать зал приходится поклонившись лежащему на полу поэту, чтобы не заросла народная тропа. Потому что, как ни крути, а как говорит играющий эту роль актер Сергей Мелконян, выход у нас один - через Пушкина.

Дословно

Дмитрий Крымов, режиссер, сценограф, руководитель Лаборатории Дмитрия Крымова в Школе драматического искусства:

- Тексты Пушкина довольно сложные для детей, но взрослая жизнь описана там очень интересно. Детям же любопытно - что от них прячут, что им пока нельзя, но что им предстоит. Это очень опасная авантюра: попытаться с детьми разговаривать на особом языке - не как с маленькими, но и не как со взрослыми, а просто, когда семилетнего человека можно спросить: "Ну, а ты что считаешь?"

Справка "РГ"

Сегодня Дмитрий Крымов попытался ключом "детского театра" открыть дверь в таинственный взрослый мир, рассказать о нем не только через "энциклопедию русской жизни", но и через интерес к личности самого поэта, по словам Дмитрия Крымова, "такого веселого человека, который на самом деле был очень серьезный и грустный и которого потом убили".

А самый первый спектакль группы Крымова назывался "Недосказки" и был поставлен со студентами его первого курса художественного факультета РАТИ. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией Афанасьева, то есть самые что ни на есть "реальные" русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей. Посмотрев его, Анатолий Васильев предложил включить его в репертуар Школы драматического искусства и создать лабораторию из художников-артистов под руководством Крымова. С тех пор они существуют в недрах этого театра как художественное подразделение.

Театр