"Русская история" одних только приездов этого маститого американо-немецкого хореографа насчитывает около 35 лет. Впервые гамбургская труппа гастролировала на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета (сейчас Михайловский театр) еще в 1981 году.
С начала двухтысячных Ноймайер ставит оригинальные балеты на родине своего кумира Сергея Дягилева. Уже первая постановка в Мариинском театре, объединившая перенесенные "Весну и осень" и "Тогда и теперь" со "Звуками пустых страниц" на музыку Альфреда Шнитке, принесла балетмейстеру премию "Золотая маска". В Большом театре в 2004 году он сделал "Сон в летнюю ночь" по Уильяму Шекспиру - один из своих самых знаменитых балетов.
Как один из основных представителей направления сюжетных балетов, хореограф часто обращается к русской литературе или сюжетам русской культуры. Мировую известность ему принес балет "Иллюзии как "Лебединое озеро" на музыку Петра Чайковского. Несколько лет назад в Москве шла его "Чайка", в прошлом же сезоне одним из самых громких событий стал балет "Татьяна" на сюжет пушкинского "Евгения Онегина" с Дианой Вишневой в главной партии.
Приехавший "Пер Гюнт" тоже связан с Россией - прежде всего через музыку. Композитор Альфред Шнитке сам выбрал ибсеновскую пьесу для совместной работы с Ноймайером и заканчивал партитуру, будучи серьезно больным. По словам Владимира Урина, в приватных разговорах балетмейстер отмечает, что без сочинения Альфреда Шнитке "Пер Гюнта" бы не было.
В Москву привезли вторую редакцию спектакля, премьера которой состоялась в июне 2015 года. Через 25 лет после выхода первой версии "Пера" хореограф решился заново взяться за сюжет Ибсена и довольно серьезно изменил свой прежний спектакль.
"Русский след" есть и в распределении ролей. Главную партию исполняет премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов, солирующий и в постановке Большого театра "Дама с камелиями".
Большой театр планирует продолжать сотрудничество с немецкой труппой. Как анонсировал Владимир Урин, в следующем сезоне московские балетоманы могут ожидать от Большого уже не гастроли, но новую оригинальную постановку Джона Ноймайера.
Спектакль "Пер Гюнт" Гамбургского балета пройдет на Исторической сцене Большого театра с 20 по 24 января 2015 года.
Джон Ноймайер, руководитель Гамбургского балета:
- Работа была очень интересная и очень эмоциональная, потому что во время работы над этим балетом Шнитке пережил инсульт, и постановка в итоге состоялась только через два года.
Когда мы получили предложение из Большого театра и из Санкт-Петербурга, из Мариинского театра, я был очень счастлив иметь возможность привести эту работу в Россию, потому что тогда, в 1989 году, Альфред Шнитке еще жил в России и мог иметь возможность прийти на спектакль.
Примерно три года назад я еще раз переслушал эту музыку и пересмотрел некоторые фрагменты этого балета и решил, что мне надо его поставить заново. Мне кажется, это необычное решение для хореографа - через 25 лет вновь вернуться к своему произведению и заново его переставить. Я это сделал, премьера была в июне прошлого года, она прошла крайне успешно. В моем сердце зародилось огромное желание представить эту работу в России, потому что она действительно очень важна для меня.
Стимулом вернуться к работе, я думаю, была музыка.
В 1989 году все происходило в состоянии очень большого напряжения, кроме того, сама болезнь Шнитке довлела над этим созданием, как мне кажется. Партитура была закончена в последний момент, я очень поздно получил ее. Музыка была записана под управлением Рождественского, который должен был дирижировать спектаклем. Переслушав эту музыку, я понял, что очень хотел бы как-то в иных условиях к ней вернуться, вложив в это весь жизненный опыт, который я получил за это время.
Вторая версия "Пер Гюнта" отличается, в первую очередь, хореографией. Наверно, пятьдесят процентов хореографии я сделал новые. Несколько поменялась музыка, потому что я ее переслушал, некоторые музыкальные части были переставлены или сокращены. Но главное, в чем вторая редакция претерпела изменения, касается роли Сольвейг. Пересмотрев эту партию, я понял, насколько Сольвейг важна и сильна в своем отношении к Перу, в своем чувстве, в том, что она делает. Возможно, спасать мир любовью, как это делает Сольвейг - сегодня единственная надежда.
В нашем спектакле нет Пуговичника, важного персонажа в пьесе Ибсена, который, как мне кажется, рассказывает Перу, что он самый обычный человек, такой же как все. Этот аспект произведения в моем балете присутствует, но в ином виде. Вставлять в балет фигуру Пуговичника в наши дни было бы просто смешно. В постановке есть персонаж Сомнения Пера, который его сопровождает. Даже в момент встречи с Сольвейг этот персонаж появляется. Мне кажется, в образе главного героя это самый главный аспект - сомнение.